Тема : Звук А, буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гумерова Фарида Ринатовна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного влзраста с использованием АСРС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zvuk_a.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема : Звук А, буква А

Вид занятия: коррекционно - развивающее.

Форма проведения: занятие подгрупповое с использованием АСРС(активной сенсорно-развивающей среды).

Цель: Формирование фонематических процессов.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать представление о гласных звуках.
  2. Дать представление  о звуке [А].
  3. Познакомить  с буквой А.
  4. Учить умению  определять  наличие звука в рядах : звуков, слогов, слов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать рече-слуховое внимание и память.
  2. Развивать пространственные представления.
  3. Развивать мелкую моторику

Воспитательные:

  1. Формировать умения слушать и слышать говорящего.
  2. Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
  3. Развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для поставленных задач.

Методы:

  1. Практический.
  2. Наглядный.
  3. Словесный.

Оборудование: 

Держатель, картинный материал  на звук А (арбуз, апельсин, абрикос, артист ) и другие, игра «Кенгуру», индивидуальные тетради  ( изображение трех предметов: автобус, дом,  цветок), счетные палочки, изображение буквы А, зеркала.

                                        Ход занятия

Оргмомент.

 Логопед: - Здравствуйте ребята! У всех сегодня хорошее настроение?

Дети: - Да,  нет.

Логопед: - Настроение улучшается, когда  светит солнце. Сегодня пасмурно, но у нас может появиться свое солнышко, которое поднимет нам настроение.

Дыхательная гимнастика Вдыхаем носиком и выдыхаем ртом- «Разгоняем тучки» (5-7 раз)

Поднимите левую руку

Психогимнастика «Солнышко» ( Речь с движением)

(«Рисуем» солнышко пальцем одной руки на ладони другой руки.)

«Нарисую солнышко на своей ладошке , пусть оно  сияет , хоть и понарошку».

То же самое на правой руке.

Теперь у нас у всех хорошее настроение!

Садитесь на стульчики.

1. Закрепление пройденного материала

Логопед: - Чему мы  вы учитесь  на наших занятиях?

Дети: - Слышать и различать звуки.

Логопед: -А для чего вам это нужно?

Дети: - Быть внимательными, правильно читать и писать.

Логопед: - Ребята, вы уже узнали, что нас окружают разные звуки . Какие звуки нас окружают?

Дети: - Звуки природы, птиц ,животных,  предметов, звуки человеческой речи.

Логопед: - А звуки речи бывают какими?

Дети: - Которые поются(гласные) и не поются(согласные).

2. Знакомство со звуком А

Логопед: Сегодня я вас познакомлю со звуком, а каким - это вы угадаете сами.

          Август, апрель. Ребята, что я назвала?

Дети: - Месяцы

Логопед:- А сейчас я назову эти месяцы,  выделяя (пропевая ) один звук.

           `август,`апрель.

Какой одинаковый звук  я «пропела»?  

Дети: - Звук А

Логопед: - Раз я его пропела, значит это звук  какой?

Дети: - Гласный.

Логопед: - Гласные звуки, и звук А в том числе, мы будем обозначать красной фишкой. Обратить внимание на то как похожи слова гласный-красный.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука

Логопед:-Возьмите зеркала и произнесите А-А-А.Что происходит с вашим ртом и языком, когда вы произносите звук А?

Дети: -  губки спокойны;

- рот открыт широко;

-язычок спокойно лежит на «донышке» рта;

- воздух из горлышка выходит свободно

Логопед: -Повторите за мной каждый :  А-А, АА-А, А-АА и т.д.

Дети  повторяют  за логопедом  в том же ритме.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы язычок был сильным и произносил все звуки правильно – он должен сделать гимнастику. Упражнения: «Лошадка», «Футбол», «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Блинчик», «Иголочка», «Колобок»

Логопед: Давайте вспомним стихотворение о гласных звуках:

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать

Дети: Каждый ребенок  поет   АААА ,  меняя  интонацию.

4. Знакомство с буквой А

Логопед: Звук А живет в домике – букве А . (демонстрация)

 На что она похожа?

Дети: - На домик, на крышу.

Самостоятельное выкладывание из счетных палочек по образцу.

Логопед: Букву мы можем увидеть и написать (смастерить), а звук услышать и произнести.

5. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Когда вы услышите звук А, ловите звук - хлопните в ладоши.

-О,М,А,У, А;

-ОМ,АМ, УК, АК.

- КОТ, АИСТ,  РОТ,  АПЕЛЬСИН, АНЯ, СТОЛ, СТЕНА, КРАН, СТУЛ

6. Динамическая пауза

Логопед: Давайте подвигаемся.

- Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова-правою ногой,

Снова левою ногой,

После - правою ногой,

После-левою ногой, Вот тогда придешь домой.

В процессе выполнения движений дети смотрят на носок правой ноги, левой ноги, на «солнышко». – зрительная гимнастика.

7.  Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Поиграем в  игру «Кенгуру»

В  сумку кенгуру (красного цвета) укладываем картинки, в названии которых  есть звук А . ( звук а в словах под ударением)(Совместно)

Обращаем внимание,  что ищем гласный звук и кладем   картинку в сумку  красного цвета.

8. Практическое закрепление пройденного материала

Логопед: Поиграем в игру «Найди и раскрась».

 У каждого на листе три  картинки, выберите  ту, в названии которой есть звук А, раскрасьте ее.

Рефлексия. 

Логопед: С каким звуком вы сегодня познакомились?

Понравилось ли вам занятие? А что больше всего понравилось?

Ребята! Прежде, чем попрощаться скажите мне на ушко по одному слову, в котором есть звук А

Стоя

Сидя

Сидя

Сидя

Сидя

Сидя

 

Сидя

Стоя

Движение

Движение

Сидя

Стоя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...