открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Незнайке"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Максименко Ирина Михайловна

Цель:

·         Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .

Задачи:

Образовательные:

·         Закреплять знания детей о гласных звуках.

·         Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

·         Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

·         Продолжать обучать определять количество слогов в слове.

·         Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

 

Развивающие:

·         Развивать речь, внимание, мышление.

·         Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

·         Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Помоги Незнайке»

Воспитателя:Максименко И.М.

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

  • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  • Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  • Продолжать обучать определять количество слогов в слове.
  • Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:  

  • Музыкальное сопровождение.
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки, показ артикуляции, презентация)
  • Игровой (Д/и «Найди пару», «Звуковая цепочка», «Выложи букву».
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

 

 Оборудование:

Демонстрационный материал:мультимедийное сопровождение, музыка- фонограмма песни «Алфавит», песенка«Незнайки», музыка для релаксации, знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными  картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами,   схемы предложений,   смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой,  фишки для звуко-буквенного анализа, шерстяные нитки для выкладывания букв, маленькие мячики(по колличеству детей)

 

Ход деятельности:

1.Организационный момент

Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться внутри её? Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?

Сегодня у вас есть такая возможность.

Мы с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.
Слайд№1

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)

Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?
Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает груб, иногда не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.
Слайд№2
Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.
Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?
Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?

Прежде, чем отправиться в цветочный город, мы с вами повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Ну, тогда в путь, в Цветочный город.(закрывают глаза),звучит музыка
(в этот момент появляется корзинка)

2.Мотивационная игра

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку .

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить?    (ответы детей, звучит музыка )

- Узнали  кто этот герой? Ну, конечно же, это Незнайка.

 Посмотрим, что же Незнайка  нес.  (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их.  (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным )   Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Ребята, Незнайка оставил в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них.    (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

Теперь и  Незнайка запомнит, чем отличаются звуки от букв.

3.Введение в тему занятия

Слайд№3

-   Ребята, посмотрите чей-то домик ,а чтобы узнать чей, давайте отгадаем загадку:

Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
Никого не обижает. (Знайка)

Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и он предлагает нам поиграть с листочками


Игра «Найди пару»

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев . Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно.  (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

- Даша и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему?  ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару?    ( названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

 

Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.
Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу

Слайд№4

 Посмотрите, ребята, этот ужасный ветер   по  хозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки.Пока Незнайка будет помогать Ромашке убирать во дворе листья,мы поможем Незнайке справиться со следующим заданием.

 Игра «Найди звук»

- Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах)

- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят,летят и кружатся?

- Правильно! Это листопад.

- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] .

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним.                                  Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Какие же звуки  и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

- Молодцы!

Слайд№5       

Вот, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) Я со гласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей) Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»

(Игра «Звуковая цепочка»)
Что общего в словах «мост» и «торт»? Звук [т]. Слово мост заканчивается этим звуком, а слово торт начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.
Ребята, а Незнайка приглашает вас потанцевать.

 Физминутка.

(Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения):

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,славные страницы

Очень просят всех ребят с ними подружиться

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все они друзья!

Ребята ,а Знайка снова приготовил  какое-то задание, давайте поможем Незнайке справится с ним.

Садитесь за столы и поиграем сначала с мячиками.

Игра с мячиком (для развития мелкой моторики)

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь? Предлагаю вам выложить любую гласную букву ,которую мы прикрепляли к звуковичкам на бархатистых листочках , из ниток шерстяных.

 

5.  Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?(гласные)

- Какие это звуки? Почему?(а,о,у,и,э,ы)

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Рефлексия.

- Ребята, в корзине у Незнайки лежат ещё смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением:  радость, задумчивость, грусть)

 Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите

радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть –

задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: "Звуки Р и РЬ. Буква Р."...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»

Итоговое занятие по обучению грамотев подготовительной группе № 4.Тема: Путешествие в космос.Задачи:образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имен...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»

Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...