Звук и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Уски Виктория Сергеевна

Тема: Звук и буква А

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  - уточнить произношение звука [а];

  - определять позицию звука в слове

 Коррекционно – развивающие:

- научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

- научить ребенка определять направление звука в пространстве.

- научить четко произносить звук [А].

- научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

- научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать чувство взаимопомощи к товарищу.

 

Ход занятия

I.Водная часть

1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

II Основная часть

3. Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

-  «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).

 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);

— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист, суп, астроном.

 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой,                         Руки полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

 11. Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога

 

12. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

— Какой первый звук ты слышишь?

— Какой второй звук ты слышишь?

III Подведение итогов

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- На что похожа буква А?

- Какая эта буква?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temaaaaaa.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква А

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  - уточнить произношение звука [а];

  - определять позицию звука в слове

 Коррекционно – развивающие:

- научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

- научить ребенка определять направление звука в пространстве.

- научить четко произносить звук [А].

- научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

- научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать чувство взаимопомощи к товарищу.

Ход занятия

I.Водная часть

1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

II Основная часть

3. Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

-  «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).

 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);

— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист, суп, астроном.

 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой,                         Руки полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

 11. Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога

12. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

— Какой первый звук ты слышишь?

— Какой второй звук ты слышишь?

III Подведение итогов

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- На что похожа буква А?

- Какая эта буква?

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....