"Путешествие в страну грамоты"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Леванова Светлана Дмитриевна

образовательная деятельность по  обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод по обучению грамоте28.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну грамоты»

(занятие  по подготовке к обучению грамоты  

для подготовительной к школе группы)

Программное содержание:

 Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, правильно определяя количество слогов в слове. Познакомить детей со звуковым составом слова «мак». Побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнять в «прочитывании» слова в соответствии  с движением указки по схеме. Закреплять знания о предложении, умение находить схему к заданному предложению. Продолжать помогать детям  осваивать ориентировку на листе бумаги.

Развивать  фонематический слух, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Материал.

Объемные цветы-кувшинки. Игрушки: черепаха, кукла, собака, Буратино. Предметные картинки для дидактической игры "Разложи игрушки". Пеналы на каждого ребенка с красными фишками. Конверты с предметными картинками на каждого ребенка, для самостоятельной работы. Дидактическая игра " Кто в домике?", "Волшебное яблоко". Рамка - "экран телевизора".

Ход занятия

Дети встают в круг. Игровое упражнение

   "Это что за очень странный

    Человечек деревянный

    На земле и под водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует свой длинный.

    Кто же это?"   (Буратино).

Из какой сказки этот герой?

Каких еще героев этой сказки вы можете назвать.

Кто сделал Буратино?

Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло (Показывает детям конверт и письмо). В своем письме он просит нас помочь ему отыскать Буратино. Этот озорной мальчишка ушел утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что-то случилось? Поможем найти Буратино?

Дети: Да, поможем папе Карло найти Буратино.

Воспитатель: Тогда отправляемся в сказку.

Дети встают в круг.

   "Глаза закрываем, немного помечтаем.

    Тихонько повернемся.

    В сказку перенесемся"

(Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавес театра Там  сидит черепаха Тортила, вокруг нее разбросаны предметные картинки. На полу три обруча с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель "слова". Вокруг обручей разложены предметные картинки.)

Дети: Здравствуй, Тортила. Ты не видела Буратино?

Воспитатель: Ребята, черепаха Тортила сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем ребята лягушатам разложить игрушки по местам.?

Игровое упражнение "Разложи игрушки". Деление слов на слоги.

(Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько в слове слогов, находят в обручах подходящую схему и кладут в цветок. (Предметные картинки: мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, и т.д.)

Воспитатель: Черепаха Тортила благодарит вас, ребята. Но вам предстоит далекий путь. Поэтому черепаха предлагает немного отдохнуть.

          Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она             (потянулись  вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул     (наклоны в стороны)

Ёлочка к нам тянет ручки,     (наклоны вперед)

Солнце вышло из-за тучки     (круговые движения туловищем)

Вот по сказке мы гуляли        (ходьба)

И, конечно же, устали            (приседаем)

Мы немного отдохнём,

          Дальше в сказку мы пойдём  (ходьба)

 (Дети прощаются с черепахой и идут дальше) 

Воспитатель: Посмотрите, у нас новый гость. Вы ее узнали? Конечно, это Мальвина. Мальвина, а ты давно не видела Буратино? Знаете ребята, Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об это мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а она так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.

Мальвина очень любит цветы. Ее любимый цветок - мак. Мальвина предлагает вам  произнести это слово.  (показать схему слова «Мак»)  

Что это обозначает? (эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак»)

Сколько звуков в слове «мак»?

Какой звук первый?

Какой второй?

Какой третий?

(произнести  слово в соответствии с движением указки по схеме слова)

А теперь Мальвина просит вас выложить схему слова «Мак» на своих схемах

(индивидуальная работа)

Покажите на схеме первый звук слова «мак». Произнесите его.

Покажите на схеме второй звук слова «мак». Произнесите его.

Покажите на схеме третий звук слова «мак». Произнесите его.

Воспитатель: Мальвина предлагает поиграть в игру «Кто больше придумает слов с нужным звуком?»

(ищут слова со звуками  [м], [а],  [к].За каждое слово дает фишку)

Физкультминутка. Игра "Буратино"

        "Буратино потянулся,

    Раз - нагнулся,

    Два - нагнулся,

    Три - нагнулся.

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Надо на носочки встать"

(Из-за цветка воспитатель достает игрушку собаку - Артемона.)

Дети: Здравствуй, Артемон. Ты не видел здесь Буратино?

Воспитатель: Дети, Артемон говорит, что Буратино он не видел, потому что он так был занят весь день, он так устал. Он  сочинял  рассказ о  зиме. Послушайте  его:

Зима. Морозы сковали землю. Замерзли реки. Везде лежит белый снег.

Воспитатель: Но Артемон любит веселые игры. Он решил перемешать предложения в рассказе, а вы должны найти их и поставить на место.

_____.

_____   _____  _____.

_____   _____.

_____   _____   _____   _____.

Воспитатель: Давайте научим Артемона нашей веселой игре (гимнастика  для глаз)

Всю неделю по – порядку,              (Зажмуривают и открывают глаза)

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,       (Поднять глаза вверх; опустить их книзу,

Глазки солнцу улыбнутся,                                                   голова неподвижна)

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

 Во вторник часики глаза,              (посмотреть  вправо-влево)_

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,            (Плотно закрыть глаза,  широко открыть)

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,       (поставить палец  перед  лицом

На это времени не жаль,                        приближать и отдалять его, следя за ним)

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали                       (круговые движения глазными яблоками)

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,                    (переводить взгляд из левого верхнего

Мы не ленимся с тобой.                           в правый нижний угол и наооборот)

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,                    (Закрыть веки, массировать их)

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,                         (закрываем и открываем глаза)

Нашим глазкам жить нельзя!

В противоположной стороне от стола стоит мольберт накрытый покрывалом.

Воспитатель:  Ребята, ну-ка посмотрите внимательно, где же мог спрятаться Буратино?

(Дети ищут Буратино)

Воспитатель: Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины. Ему, наверное, стало стыдно, за свое поведение. (Берет Буратино на руки) Мы с ребятами давно ищем тебя по просьбе папы Карло, он очень беспокоится. Тебе пора Буратино возвращаться домой.  Дети, Буратино приготовил вам подарки. Это картинки-штриховки  «Золотые рыбка», чтобы она выполняла все ваши желания. Давайте вернемся в детский  сад и заштрихуем их. Спасибо, Буратино.

Воспитатель.  Глаза закрываем, немного помечтаем.

                   Тихонько повернемся, и домой вернемся"

Садимся за столы, наши руки замерзли на морозе, давайте их нагреем.

    Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Снег руками собирали,                

Наши пальцы замерзали.

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать.

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать

Вспомнить правила штриховки:

  1. Штриховать в одном направлении
  2. Расстояние между штрихами должно быть одинаковым
  3. Штрихи не выходят за контур.

Итог занятия:

Кого дети встретили в сказке?

Как помогли черепахе Тортиле?  (разложили картинки  по количеству слогов)

Чему научила нас Мальвина? (выкладывать схему слова «Мак»)

Что помогли сделать Артемону?  (расставили схемы предложений)

Что закрепили с Буратино?  (штриховку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе

Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты»

Образовательное событие с детьми .Закрепдение полученных раннее знаний: ударение в словах и чтение  их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех прой...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»

закрепление знаний, умений и навыки детей по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык ...