Тема: Звуки «Г» и «ГЬ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Продолжать знакомить детей со звуками и буквой. Учить определять позицию звука в слове, различать твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, читать слоги и короткие слова, составлять схему предложения. Упражнять в подборе антонимов, синонимов, родственных слов. Развивать речь, внимание, фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_gramota.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте .

Подготовительная к школе группа.

Тема: Звуки «Г» и «ГЬ»

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками и буквой. Учить определять позицию звука в слове, различать твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, читать слоги и короткие слова, составлять схему предложения. Упражнять в подборе антонимов, синонимов, родственных слов. Развивать речь, внимание, фонематический слух.

Оборудование: Магнитная доска, модели гласных и согласных звуков, буквы, иллюстрации о весне, предметные картинки (гуси, гора, гири, гном), маски гусей, платок.

Раздаточный материал: карточки синего и зелёного цвета, простые карандаши, бумага.

Предварительная работа: Рассматривание моделей звуков, работа с моделями слов. Д/игры «Скажи наоборот», «Найди похожее слово», «Перепутаница», «Подбери родственное слово», «Найди пропавший звук».

Индивидуальная работа: Упражнять Рузалина и Камиля в различении твёрдых и мягких согласных. Учить читать по слогам Данияла, Олю, Максима. Учить составлять схемы предложений Дашу, Полину, Рузалина, Максима Б.

Ход занятия: Дети проходят в групповую комнату, в разных местах которой размещены игрушки, муляжи , картинки (гном, гусь, гитара, гири, груша, гранат, горы, крокодил Гена.

Воспитатель: Дети, мы продолжаем путешествие в страну Азбуку. Сегодня мы встретимся с новым звуком и буквой. Может быть вы догадались с каким звуком?

Дети: Да. (Нет). Со звуком «Г».

Воспитатель: Скажите, ребята, а какие звуки вы знаете?

Дети: Мы знаем гласные звуки и согласные.

Воспитатель: А чем отличаются эти звуки? Какие бывают согласные звуки?

Дети: Гласные звуки поются, ничего не мешает их произносить, а согласные не поются. Ещё есть глухие и звонкие согласные, твёрдые и мягкие.

Воспитатель: Чем звук, ребята, отличается от буквы?

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву пишем, составляем.

Воспитатель: Ребята, займите свои места, мы уже в стране Азбука. Жители страны приготовили задания для вас. Вы видите портреты её жителей. Найдите среди них портрет звука «Г». (Дети находят портрет и помещают его на доску).

Воспитатель: Какой это звук, скажите?

Дети: Звук «Г» согласный, звонкий, твердый. У него колокольчик нарисован и туфли синие.

Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкость звука или твердость?

Дети: Зелёным цветом обозначается мягкий согласный, а синим - твёрдый согласный.

Воспитатель: Покажите цветными карточками как звучит звук «Г» твёрдо или мягко в словах, которые я произнесу: гора, гири, гуси, гитара, гогот, гараж, Гена, фагот, гимнастика. Молодцы, справились с заданием. А теперь прочитайте слова. (На доске выкладываются слова: гора, гуси, гири, Гена).             Воспитатель: Вы всё правильно прочитали, хорошо. А какие ещё другие слова начинаются с таких слогов – го, -ги, -гу, -га. Подумайте.

Дети называют слова: (Гулять, горох, гамаши, Галя и т.д.)

Воспитатель:  Это буквы «Г» и «ГЬ».(Стихотворение про букву). Запомните их. А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот», но все слова должны быть на звук «Г»- тихо (громко), шершавый (гладкий), весёлый (грустный), чисто(грязно),жидкий (густой), сладкий (горький), нежный (грубый), равнина (горы), счастье (горе).

Воспитатель: Следующее задание потруднее, но я думаю, что вы справитесь.  Найдите заданным словам замену, другое подходящее слово. Например, герой (смельчак, удалец ).Грустить (печалиться, тосковать). Горе (беда, несчастье). Весёлый (радостный, задорный). И с этим заданием справились.    Ну, а теперь проверим, какие вы внимательные. Звуки любят пошалить, слоги могут перепутаться. Отгадайте, какие это слова: Мабуга- (бумага), радьтет- (тетрадь), лем- (мел), дашкаран- (карандаш),никучеб-( учебник), каруч- (ручка), фельпорт- (портфель), кадос- (доска).

Воспитатель: А сейчас мы поиграем.  Ребята, выходите на середину и вставайте в круг.

                              Инсценировка рус. нар. песни «Два весёлых гуся»

                             (Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Послушайте загадку: «Я одеваю почки в зелёные листочки, птиц с юга приглашаю, снега я растопляю. Теплом, движением полна, а зовут меня…»     (Дети отвечают).

Воспитатель: Посмотрите на эти картины, какое время года здесь изображено, почему?

Дети: На картинках нарисована весна, потому что тает снег и текут ручьи. А ещё прилетели птицы и вьют гнёзда. Солнце греет землю и растет травка.

Воспитатель: Давайте вспомним как мы составляли и записывали схему предложения. Я буду читать предложения, а вы записывайте их на бумаге по порядку. «Пришла весна.», «Потекли звонкие ручьи.», «Вернулись домой перелётные птицы.», «Зазеленела молодая трава.»

Воспитатель: Дети, вы почти все правильно составили схемы предложений. Если не у всех получилось, ничего страшного мы ещё повторим и к школе всё запомним. Посмотрите, что у меня здесь нарисовано. Правильно, дерево. Но оно неживое, не зелёное. Давайте его оживим, подберём родственные слова к слову «весна». (Дети называют слова , воспитатель помещает эти слова-листочки на изображение дерева ).

Дети: Весна - весенний, веснянка, веснушки, вешенки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько вы узнали интересного в детсаду и многому научились здесь. Я надеюсь, что и в школе вы тоже будете стараться. Жители страны Азбука с вами не прощаются, они ждут с вами встречи в школе и дарят вам свои портреты.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...