Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Чуфарина Юлия Владимировна

Данное планирование содержит полный цикл непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_gramote.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

№ НОД

ОСНОВНАЯ ТЕМА

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Что такое «слово»? Из чего состоят слова (понятие звук).

Формирование представлений о слове, анализ речи на слова, формирование понятия звук, умения находить место звука в слове.

  • Игра «Назови одним словом»
  • Игра «Магазин Игрушек»
  • Договаривание по смыслу последнего слова в стихах, загадках
  • Придумывание слов детьми
  • Подбор прилагательных, глаголов, наречий, родственных слов, синонимов
  • Придумывание заглавия к картине, рассказу

2.

Что такое предложение?

Формирование представлений о предложении, умения отличать предложения от текста.

  • Составь предложение об игрушке
  • Составь предложение по картине
  • Выделение предложений из прочитанного текста
  • Деление предложений на слова по вопросам
  • Придумывание предложений с определенным количеством слов

3.

Какие бывают предложения?

Гласные звуки и буквы

А,У.

Формирование представлений о разных типах предложений (восклицательное, повествовательное, вопросительное), ознакомление со схемой предложения, ознакомление с гласными звуками и буквами А и У, различие понятия звук и буква.

  • Проговаривание предложений с разной интонацией
  • Графические схемы предложения
  • Назови картинки, названия которых начинается со звука А или У
  • Игры с буквами (слепи букву, найди букву среди других букв, сложи букву из палочек, нарисуй букву в воздухе)

4.

Двухсложные слова Звуки и буквы О, Э

Формирование представлений о частях слова, умения делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из двух слогов, ознакомление с гласными звуками и буквами О и Э.

  • Обратить внимание детей на движение подбородка при произнесении слов
  • Прохлопывание слогов
  • Произнесение слов по слогам
  • Договаривание последнего слога в слове
  • Игры со звуками и буквами

5.

Трехсложные слова. Звуки и буквы Ы, И.

Формирование представлений о частях слова, умения делить трехсложные слова на слоги, составлять слова из трех слогов, ознакомление с гласными звуками и буквами Ы и И.

  • Графическое изображение слогов в слове
  • Придумывание слов на заданный слог
  • Придумывание слов с заданным количеством слогов
  • Игры со звуками и буквами

           Сколько слогов в имени?

6

Односложные слова. Понятие  

«слог».

Формирование понятия о слоге, умения составлять слова из одного слога, звукобуквенный анализ и синтез слов типа АУ, УА и их чтение.

  • Пирамида
  • Как кричит мальчик в лесу?
  • Как кричит малыш?
  • Прочитайте слова рядом с картинками (мальчик в лесу, малыш в коляске)

7

Путешествие в страну Грамматику (обобщающее занятие). Ударение.

Формирование навыков звукового анализа, ознакомление с гласными буквами, ознакомление с ударением.

  • Придумывание предложений
  • Найди домики гласных звуков по буквам
  • Продолжи слово
  • Кружки и кружки

8

Согласные звуки.

Звук и буква М.

Формирование представлений о согласных звуках, различение гласных и согласных звуков, ознакомление со звуком и буквой М.

  • Кто как кричит?
  • Назови картинки со звуком М
  • С какого звука начинается слово
  • Кто в домике живет?

9

Звук и буква Х.

Формирование представлений о согласных звуках, различение гласных и согласных звуков, ознакомление со звуком и буквой Х.

  • Кто едет на автобусе?
  • Веселый поезд
  • Цветик-семицветик  
  • Магазин игрушек

10

Звук и буква П.

Формирование представлений о согласных звуках, различение гласных и согласных звуков, ознакомление со звуком и буквой П.

  • Назови картинки со звуком П
  • С какого звука начинается слово
  • Звуковые часы

11

Звук и буква Т. Глухие и звонкие согласные.

Формирование представлений о согласных звуках, различение глухих и звонких согласных, ознакомление со звуком и буквой Т.

  • Звуковые кубики
  • Игры с буквами
  • Кому что надо? (дифференциация звонких и глухих звуков)
  • Назови картинки со звуком Т

12

Звук и буква К.

Формирование представлений о согласных звуках, различение глухих и звонких согласных, ознакомление со звуком и буквой К, звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов типа МА, ХА, ХО, МУ, ХУ и их чтение.

  • Звуковые кубики
  • Игры с буквами
  • Кому что надо? (дифференциация звонких и глухих звуков)
  • Назови картинки со звуком К
  • Сложи слог, прочитай слоги

13

Звук и буква С.

Формирование представлений о согласных звуках, различение глухих и звонких согласных, ознакомление со звуком и буквой С, звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов типа ПА, ТА, КА, ПО, ТО, КО, ПУ, ТУ, КУ и их чтение.

  • Назови картинки со звуком
  • Сложи слог, прочитай слоги
  • Включи телевизор
  • Звукобуквенный анализ двухсложных и односложных слов
  • Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов
  • Определение ударного слога в двухсложных словах

14

Звук и буква Н. Твердые     и мягкие согласные.

Формирование представлений о согласных звуках, различение твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Н, звуковой анализ и синтез прямых открытых и закрытых слогов типа НИ, МИ, КИ, СИ, АК, АП, АН, ОТ и их чтение, звукобуквенный анализ и синтез слов типа НИНА, КИНО, КОТИК, обозначение их схемами и чтение.  

  • Назови картинки со звуком Н
  • Сложи слог, прочитай слоги
  • Включи телевизор (составить слово из первых звуков других слов – на материале картинок)
  • Звукобуквенный анализ двухсложных и односложных слов
  • Обозначение схемами анализируемых слов
  • Определение ударного слога в двухсложных словах
  • Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов

15

Звук и буква Л.

Формирование представлений о согласных звуках, различение глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Л, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами.

  • Где звук живет (в начале, середине или конце слова)
  • Сложи слог, прочитай слоги
  • Включи телевизор
  • Звукобуквенный анализ двухсложных слов
  • Игра «Светофор»
  • Определение ударного слога в двухсложных словах
  • Звуковой синтез и чтение односложных и двухсложных слов

16

Звук и буква Ш.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различение глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ш, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков С и Ш.

  • Назови картинки со звуками Ш и С
  • Сложи слог, прочитай слоги
  • Включи телевизор
  • Звукобуквенный анализ односложных, двухсложных и трехсложных слов
  • Игра «Светофор»
  • Определение ударного слога
  • Звуковой синтез и чтение слов

17

Звук и буква Б.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различение глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Б, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Б и П.

  • Назови картинки со звуком Б
  • Звуковые кубики
  • Дать характеристику звука Б
  • Рассматривание буквы Б, рисование в воздухе
  • Чтение слогов с буквой Б
  • Звукобуквенный анализ слов со звуком Б
  • Чтение слов под картинками
  • Составление слов из разных слогов
  • Изменение слов при помощи перестановки слогов
  • Игра кому что надо?
  • Чтение слов со звуками Б и П

18

Звук и буква Р.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различение глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Р, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Р и Л, чтение небольших простых предложений типа ТУТ РОМА. НА САША КОТА.

  • Назови картинки со звуком Р
  • Звуковые кубики
  • Дать характеристику звука Р
  • Рассматривание буквы Р, рисование в воздухе
  • Чтение слогов с буквой Р
  • Звукобуквенный анализ слов со звуком Р
  • Чтение слов под картинками
  • Составление слов из разных слогов
  • Изменение слов при помощи перестановки слогов
  • Игра кому что надо?
  • Чтение слов со звуком Р и Л
  • Какие буквы надо написать в пустых клеточках
  • Чтение двухсловных и трехсловных предложений

20

Звук и буква З.

Ознакомление со звуком и буквой З, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков З и С, Ы и И, чтение небольших простых предложений, ознакомление с предлогом НА.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука З
  • Знакомство с буквой З
  • Чтение слов и предложений с буквами З, С, Ы, И
  • Предложение с предлогом НА

21

Звук и буква Д.

Ознакомление со звуком и буквой Д, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов и слов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Д и Т, чтение небольших простых предложений, ознакомление с предлогом ИЗ.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Д
  • Знакомство с буквой Д
  • Чтение слов и предложений с буквами Д, Т
  • Предложение с предлогом ИЗ

22

Звук и буква Ж.

Ознакомление со звуком и буквой Ж, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ж и Ш, Ж и З, ознакомление с предлогом У

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Ж
  • Знакомство с буквой Ж
  • Чтение слов и предложений с буквами Ж, Ш, З

Предложение с предлогом У

23

Звук и буква Г.

Ознакомление со звуком и буквой Г, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с буквой Э. Дифференциация звуков Г и К, ознакомление с предлогом НАД.  

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Г
  • Знакомство с буквой Г
  • Чтение слов и предложений с буквами Г, К
  • Предложение с предлогом НАД

24

Буква Я.

Формирование представлений о слоге Я и гласной букве Я, знакомство с буквой Я в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация А и Я, ознакомление с предлогом ПОД.

  • Игра Яша и Яна
  • Напиши букву Я в воздухе
  • Чтение слов и предложений с буквой Я
  • Придумай предложения со словами ЯБЛОКО, ЯКОРЬ
  • Какую букву надо написать вместо точек
  • Составление слов из слогов
  • Чтение слов и предложений с буквами А, Я
  • Предложения с предлогом ПОД

25

Буква Е.

Формирование представлений о слоге Е и гласной букве Е, знакомство с буквой Е в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами, ознакомление с предлогом С.

  • Игра Ели и Ежи
  • Напиши букву Е в воздухе
  • Чтение слов и предложений с буквой Е
  • Придумай предложения со словами ЕНОТ, ЕЛИ
  • Какую букву надо написать вместо точек
  • Составление слов из слогов
  • Чтение слов и предложений с буквой Ё
  • Предложения с предлогом С

26

Буква Ю.

Формирование представлений о слоге Ю и гласной букве Ю, знакомство с буквой Ю в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация У и Ю, ознакомление с предлогом К.

  • Игра Юля и Юра
  • Напиши букву Ю в воздухе
  • Чтение слов и предложений с буквой Ю
  • Придумай предложения со словами ЮЛА, ЮБКА
  • Какую букву надо написать вместо точек
  • Составление слов из слогов
  • Чтение слов и предложений с буквами Ю, У
  • Предложения с предлогом К

27

Буква Ё.

Формирование представлений о слоге Ё и гласной букве Ё, знакомство с буквой Ё в начале слов, после гласных и после согласных, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация О и Ё.

  • Игра Ёлка и Ёжик
  • Напиши букву Ё в воздухе
  • Чтение слов и предложений с буквой Ё
  • Придумай предложения со словами ЁЖИК, ЖУЁТ
  • Какую букву надо написать вместо точек
  • Составление слов из слогов
  • Чтение слов и предложений с буквами О, Ё

28

Буква Ь.

Знакомство с буквой Ь, звукобуквенный анализ и чтение слов с буквой Ь.

  • На какую букву похож Ь, зачем он нужен?
  • Найди Ь среди других букв
  • Назови картинки (слова с Ь)
  • Чтение слов с Ь

29

Буква Й.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Й, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами, ознакомление с предлогом ЗА.

  • Назови слова со звуком Й
  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • На какую букву похожа Й
  • Предложение с предлогом ЗА
  • Произнеси звуки Й и А, Й и Ю, Й и О, Й и Э, какую букву надо написать, когда мы произносим и слышим эти буквы вместе?

30

Буква Ч.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ч, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ч и ТЬ.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Ч
  • Знакомство с буквой Ч
  • Чтение слов и предложений с буквами Ч, ТЬ

31

Буква Ц.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ц, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ц и С.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Ц
  • Знакомство с буквой Ц

Чтение слов и предложений с буквами Ц, С

32

Звук и буква Щ.

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Щ, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Щ и Ч.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Щ
  • Знакомство с буквой Щ
  • Чтение слов и предложений с буквами Ч, Щ

33

Звук и буква Ф, буква Ъ

Формирование представлений о гласных и согласных звуках, различие глухих и звонких, твердых и мягких согласных, ознакомление со звуком и буквой Ф, звукобуквенный анализ и синтез слогов разного типа, чтение слогов, слов, небольших простых предложений и рассказов с изученными звуками и буквами. Дифференциация звуков Ф и В. Знакомство с буквой Ъ, звукобуквенный анализ и чтение слов с буквой Ъ.

  • Игры и упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Игры и упражнения на слоговой анализ слов
  • Характеристика звука Ф
  • Знакомство с буквой Ф
  • Чтение слов и предложений с буквами В, Ф
  • На какую букву похож Ъ
  • Найди Ъ среди других букв
  • Назови картинки (слова с Ъ)
  • Чтение слов с Ъ

34

Мы умеем читать (итоговое занятие-развлечение)

Обобщение знаний о звуках и буквах, закрепление умения читать.

Различные задания занимательного характера в структуре развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...

«Звуки [к] и [к’] в слогах и словах » конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...