Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по дифференциации звуков Л - Р
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

На занятии решаются задачи по уточнению артикуляции и 

дифференциации звуков Л, Р в слогах, словах и скороговорках,

а так же по совершенствованию фонематического слуха

и навыков звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_differentsiatsii_zvukov_lr.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной  НОД

в подготовительной логопедической группе

Учитель- логопед Богданова Н.В.

МБДОУ « Детский сад №11»

Тема : «Урок для обезьянки»

Цель:  «Дифференциация звуков  Р- Л»

Задачи:

1.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков Р-Л

2. Развивать фонематический слух

 3. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

4.Способствовать формированию интереса к учебной деятельности и развитию у детей чувства собственного удовлетворения от выполненных заданий.

5.Воспипывать самостоятельность  и умение сотрудничать со сверстниками.

6.Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

 -Рассмотреть  на карте  Бразилию, рассказать о характерных особенностях этой страны.

-Заучить скороговорки со звуками Р, Л на индивидуальных занятиях

-Познакомить с природой и животным миром Урала. Воспроизводить названия деревьев, животных , рыб.

1.Орг. момент.- Ребята, к нам в гости приехала из Бразилии обезьянка. Её зовут ЛАРА. В этом году она собирается в школу. Сегодня мы  с вами будем повторять звуки и рассказывать ЛАРЕ о том , что знаем сами и учить  её грамоте. Скажите  пожалуйста, а зачем нам знать грамоту? ( мотивация).

2.Сообщение  т. и  ц.

- О каком звуке  я говорю? Когда мы его произносим губки улыбаются, зубки  сближены,  а  кончик языка  смыкается с  зубками.  

Дети:  - Звук Л. – Молодцы! Правильно!

-А этот звук получается , если губки у нас, как при произношении звука Э, язычок находится вверху , за верхними зубами и вибрирует, дрожит.

Дети – Звук Р – Верно! Умницы!  Догадались о каких звуках мы будем рассказывать нашей гостье?

3. Хар –ка  звуков по схеме:

- Расскажите про Л, какой он?  ( согласный, твёрдый, звонкий)

 Докажите ,что звонкий!  Какой буквой обозначаем звук Л? (Буквой Л.) – Правильно!

Так же даём характеристику звука Р.

4.Дифференциация в слогах:

Послушай Лара, как дети умеют проговаривать слоговые дорожки и не путают звуки Р-Л.

Дети воспроизводят слоговые ряды индивидуально за логопедом:

Ла-ла-ра       ла-ра-ра            ра-ла- ла         ра-ра-ла         ра-ла-ра         ла-ра-ла

5.Дифференциация в словах:

-Я прошу со слогом РА  мне сейчас назвать слова  -  ра… ро….ру…ры….

-А теперь со слогом  ЛА я прошу назвать слова -  ла…. ло….лу….лы….

6.Физминутка: « Слоники – обезьянки»

7.  Упражнение в звуковом анализе и синтезе.

- Раз, два¸три, ну-ка , ушко звук лови! Какое слово получится. Если соединить звуки  У-Р-А-Л,  К-Р-А-Й

-Итак наш край, где мы живём называется Урал.

Давайте покажем ЛАРЕ уголок природы нашего края! Выберите подходящие картинки  и назовите, чего много на Урале? Не забывайте про звуки Р,Л.    Дети  –Много лесов, полей,  рек, озёр.

 -Какие деревья растут на Урале?  - Берёза, рябина, липа, черёмуха,..( делим на слоги эти слова)

 - Какие звери  и птицы водятся в наших лесах? - рысь, волк, лиса, лось….соловей, дятел, ворона, воробей - …( делим на слоги)

8.Упражнение на развитие мышления и зрительного восприятия:

- Поиграем, проверим , какие у вас внимательные глазки!

- «Что лишне и почему?»  (сова, т.к. она птица)

- Найдите зверей, в названии которых нет звуков  Р, Л.

- Назовите зверей, в названии которых есть звуки Л - ЛЬ, так же  Р - РЬ.

9. Дифференциация  Л-Р в скороговорках:

-Давайте научим ЛАРУ  рассказывать скороговорку со звуками  Л и Р.

Для этого нам надо вспомнить и назвать, чего много водится  в наших реках, озёрах, прудах? – Рыбы!

Правильно! (выбираем рыбака)

*Три налима, три форели  наш рыбак поймал на мели.  -Вот улов так улов! – радовался рыболов.

* Рыбу ловит рыболов,  в реку весь уплыл улов.

 (  Рассказываем  с  опорой  на  картинки.  См « Зашифрованные скороговорки» )

* В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

-Здравствуй!  - Здравствуй!    - Как дела?  

 - На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Федю –чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

-Нет, ушёл хитрец, сорвался!

10. Звуковой анализ

-Назовите  слова, в которых есть оба звука и Р и Л одновременно?

-рыболов, радовался, форель, повстречала, Урал.

Как зовут нашу гостью? ЛАРА! – Откуда она приехала? – из Бразилии!

Чтобы Лара лучше запомнила  название нашего края, давайте назовём в этом слове звуки по порядку  

-Сколько всего звуков?

 Сколько гласных? Назовите их.

Сколько слогов?( вспомнить правило: сколько в слове гласных звуков, столько же в нём и слогов)

11.Итог. Ребята, как вы думаете, о чём ЛАРА расскажет своим друзьям в Бразилии?

Давайте подарим ларе слова со звуками Р и Л ,

чтобы она их повторяла и научилась читать так же, как вы.

 ( дети читают слова по карточкам – УРАЛ, РЫБОЛОВ, РЕКА,  БЕРЁЗА,  ЛИПА,  ЛОСЬ, ВОЛК …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.

Конспект занятия рассчитан на подгруппу детей из 6 человек. Данное занятие проводится на заключительном этапе работы по коррекции звукопроизношения на базе дошкольного логопункта....

Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»

Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные ...

Конспект группового занятия детей подготовительной группы ДОУ "Дифференциация звуков С_=-Ш"

Материал предназначен для групповых занятий логопеда с детьми подготовительной группы ДОУ. В занятии применены наглядный материал, компьютер, магнитная доска, мультимедийные технологии. Можно использо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]» Автор-составитель: Харзина Таисья Евгеньевна воспитатель

Конспект НОД по ЗКР для детей подготовительной группы по теме "Дифференциация звуков Л -Ль"Занятие с детьми (по содержанию конспекта) прошло живо и интересно. Использованы познавательные мом...