Главные вкладки

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
    НОД: "звук т, буква т"

    Познакомить детей со звуком "т" и буквой "т"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti1.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема непосредственно образовательной деятельности: «Звук (т), буква Т».

    Возраст: дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет).

    Интегрируемые области: познавательно-речевое,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.

    Задачи:

    Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

    Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

    Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

    Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

    Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.

    Оборудование:  индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч);  буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета.

    Разработала и провела:

    Воспитатель                                 Басова С.А.

            Ход.

    1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

    Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

    Воспитатель бросает мяч и произносит фразу с одним значением, а ребенок, поймавший мяч, - с противоположным. Воспитатель может дать образец: высокий – низкий.

    Влажный – сухой;  полезный – вредный; сладкий – кислый; далеко – близко; зима – лето и т.д.

    2. Появляются медведь и заяц. Они рассказывают историю, которая с ними приключилась.

    - Ребята, в нашем лесу появился новый дом. Нам захотелось все в нем рассмотреть, как вдруг услышали громкое тарахтение: «т-т-т-т-т». Это к домику подъехал трактор. Разумеется, такого интересного события мы пропустить не могли и бегом помчались к трактору. Трактором управлял строитель. Он  вез в тачке кирпичи на строительство нового дома, а по пути заехал сюда по делам. Строитель был добрый и разрешил нам поиграть с его трактором.

    Зайчонку так не терпелось покататься на тракторе, что он даже попытался его подтолкнуть сзади.

    Воспитатель:

    - Ребята, как вы думаете ему это удалось?

    - Почему он не смог сдвинуть трактор с места?

    - Как тарахтел мотор этого трактора?

    - Сегодня мы познакомимся со звуком (т).

    1. Анализ артикуляции. Работа с зеркалами.

    - Давайте познакомимся с этим звуком поближе. Возьмите зеркала, произнесите звук и скажите, как себя ведет воздушная струя. (На ее пути встает препятствие). Какое ? (Язык). Значит,  какой это звук? (Согласный).

    А теперь снова произнесите этот звук и скажите, где находится кончик языка. ( Кончик языка опускается за нижние зубы.) При твердой позиции кончик языка опускается за нижние зубы, а спинка (серединка) языка приподнята  и препятствует выходу воздушной струи.

    Послушайте и произнесите за мной: т-т-т.

    3. - Звук (т) обозначается буквой Т.

    Т на крыше очутилась

    И в антенну превратилась.

    - На что похожа эта буква?

    4. Прописывание буквы Т разными способами (написание в воздухе пальцем, локтем, носком ноги.)

    - Медвежонок приготовил для вас задание :

    - Прочитайте слоги: та – то; те – ти; ты – ту; ат – ут; ты – ыт – ит.

    - На ваших столах есть счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины.

       Выберите  понравившейся предмет и выложите из него эти слоги.

    5. Работа с предметными картинками.

    - Внимательно рассмотрите картинки. Найдите картинку с предметом, в названии которого есть звук (т). Покажите картинку (поднимите). Назовите этот предмет. Какой звук слышится в начале слова? В середине слова? В конце слова?

    - Перечислите мебель, название которой начинается со звука (т); транспорт; посуду, числа, обувь; усатое насекомое, живущее на кухне.

    6. «Отгадай загадку».

    Пушистая вата                                                               Этот зверь живет лишь дома.

    Плывет куда-то.         С этим зверем все знакомы.                  

    Чем вата ниже,          У него усы, как спицы.

    Тем дождик ближе.         Он, мурлыча, песнь поет.

                 (Туча)         Только мышь его боится...

             Угадали? Это - ... (кот).

    Быстро в небе проплывает,

    Обгоняя птиц полет.        Он носом в землю постучит.
    Человек им управляет.                                                  Взмахнет крылом - и закричит.

    Что такое? ... (самолет)                                                 Кричит он даже сонный,

                                                                                             Крикун неугомонный.

                  (Петух)

    - О чем были загадки?

    - В каких словах звук (т) слышится в начале, в конце, в середине?

    - Сколько слогов в слове самолет?

    - Назовите первый слог, второй, третий?

    7. Итог.

    - Что вы узнали о звуке (т) ?

    - В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

    - Назовите слова со звуком (т).

    Литература.

    1. Аджи А.В. – Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 г.
    2. Бондаренко Т.М. – Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
    3. Варенцова Н.С. – Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
    4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. – Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007г.
    5. Новоторцева Н.В. – Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)

    НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

    Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

    Звуки Т, Т\'. Буква Т.

    Конспект по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

    Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...