Перспективный план по обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сайгина Светлана Ивановна

Перспективный план  для детей старшей группы по обучению грамоте. Разработано по конспектам Л.Д. Шумаевой "Как хорошо уметь читать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Материал

Совместная деятельность c детьми

Совместная деятельность с родителями

091

Проведение первого мониторинга

Выявить знания, умения, навыки детей.  Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.

2

Проведение первого мониторинга

 

3

Звук и буква «А» Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.12

Познакомить детей со звуком и буквой «А». Учить находить место звука в словах. Учить делить слова на слоги, познакомить с условным обозначением слога.

Совместно с детьми выяснить значение пословицы. Рассказ воспитателя из истории письменности. Анализ звука и буквы «А». Физкультминутка. Показ схемы слова ЛУ-НА. Игровая ситуация «Покажи букву». Итоги занятия.

Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные  азбуки, предметные картинки.

Работа с азбукой, написание в тетради буквы «А» . Игра «Угадай звук».

Беседа «Подготовка к обучению грамоте в детском саду».

4

Звук и буква «У».  Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.15

 Познакомить детей со звуком и буквой «У». Учить определять место звука в словах, развивать у детей фонематический и речевой слух. Учить определять количества слогов в словах.

 Анализ звука «У». Рассматривание заглавной и строчной буквы, их сравнение. Физкультминутка. Чтение слогов. Д/игра «Телеграф». Итог занятия.

Разрезная азбука, предметные картинки.

Лепка буквы «У», написание буквы в тетради.

101

Закрепление звуков « А»,   « У» Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 18.        

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Определение на слух места звука в словах. Чтение слогов. Анализ звуков У,А. Физкультминутка. Игра « Угадай звук». Итог занятия.

Разрезная азбука. Индивидуальные разрезные азбуки. Мяч.

Лепка буквы «А».

2

Звук и буква «О». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.19

Познакомить с буквой и звуком «О». Учить определять место звука в словах, развивать фонематический слух детей.

Определение на слух места звука в словах. Анализ звука «О».Физкультминутка. Игра «Кто внимательнее?». Итог занятия.

Разрезная азбука, иллюстративный материал, фишки.

Чтение стихов, чтение слогов по разрезной азбуке. Игра «Кто что услышит»?

3

Согласный звук и буква «М». Шумаева Д.Г. «Как хорошо  уметь  читать!», с.22

Знакомство с звуком и буквой «М».Учить определять место звука в словах. Развивать навыки чтения слогов и слов, умение составлять их из разрезной азбуки.

Анализ звука и буквы «М».Физкультминутка «Помощники».Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Игра «Мамина сумка». Итог занятия.

Разрезная азбука, предметные картинки.

Индивидуальная работа: составить предложение из слогов.

4

Закрепление звуков А,У,О,М. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 24.

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м. Учить находить эти звуки в словах, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице.

Чтение стихов со звуком А, У, О, М. Чтение слогов по разрезной азбуке. Индивидуальная работа. Составление предложений из слогов. Игра «Кто что услышит»? Итог занятия.

Разрезная азбука, ширмочка, колокольчик, барабан, деревянная ложка и т.д.

Чтение стихов. Чтение слогов. Игра «Кто что услышит»?

111

Согласный звук и буква «С». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.26

Познакомить со звуком и буквой «С».Учить определять место звука в трех позициях, развивать фонетический слух. Практическое знакомство с ударным гласным звуком.

Характеристика звука «С».Приведение примеров детьми звука «С» в трех позициях. Звуковой анализ слова сани. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С». Физкультминутка. Анализ буквы «С». Чтение слогов, слов, составление предложений. Итог занятия.

Разрезная азбука, иллюстрации к загадкам.

Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составление слогов из букв. Игра с заданием «Назови слова».

Рекомендации «Как знакомить детей с буквами».

2

Звук и буква «Х». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.30

Знакомство с букой и звуком «Х».Учить определять слоговую структуру слов мох, муха, составлять одно-два предложения со словами сухо, сыро. Развивать фонематический слух детей. Обогащать лексику словами- антонимами.

Анализ звука и буквы «Х».Чтение слогов, составленных на доске из букв. Физкультминутка. Игра «Наоборот». Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Кто внимательнее?». Итог занятия.

Разрезная азбука, фишки.

Игра «С кочки на кочку»,игра «Живые слоги».Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

3

Закрепление звуков А,У,О,М,С,Х. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 32.

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова.

Игра « С кочки на кочку». Игра «Живые слоги». Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Итог занятия.

Индивидуальные разрезные  азбуки,  Кукла Мальвина, наборное полотно, магнитная азбука, предметные картинки.

Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

4

Звук и буква «Ш». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.34

Знакомство с буквой и звуком «Ш». Развивать фонетический слух детей. Учить читать слоги, составлять из слогов слова.

Сюрпризный момент. Артикуляционная гимнастика. Анализ буквы «Ш». Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова. Физкультминутка. Индивидуальная работа с кассами букв и слогов. Итог занятия.

Мешок с предметами: шарф, шубка, шапка, шнурки, матрешка, мышка, мишка, чашка. Магнитная азбука. Касса букв и слогов.

Чтение слогов и слов. Игра «Добавь слог».

121

Стр. 36.Анализ слогов ША,ШО,ШУ;СА,СО,СУ.

 Шумаева. Д.Г «Как хорошо уметь читать!..»

Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ш],  и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым звуком.

 Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки

Звуковой анализ слова Саша. Чтение слогов и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Добавь слог». Итог занятия.

Фланелеграф, разрезная азбука.

Чтение слогов и слов.

2

Сопоставление звуков С и Ш. Шумаева Д. Г. « Как хорошо уметь читать», с.38.

Учить найти сходство и отличие звуков С и Ш, учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по слогам. Вызвать у ребёнка интерес к изучению звуков и букв.

Звуковой анализ слов в игре « Заменим звук»: МИШКА, МИСКА. Игра « Полубуковка». Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Физкультминутка. Работа по слоговой таблице. Игра « Кто в теремочке живёт»? Итог занятия.

Ширмочка, Буквы большого формата, картон, разрезная азбука, слоговая таблица.

Игра « Шар лопнул».

3

Звук и буква «Л». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.39

Знакомство с буквой и звуком «Л». Учить определять место звука в трех позициях. Учить составлять слова и предложения.

Определение места звука в словах. Артикуляционная гимнастика. Звуковой анализ слова луша. Анализ буквы «Л». Чтение слоговой таблицы. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Большие и маленькие». Итог занятия.

Кукла, разрезная азбука, слоговая таблица, предметные картинки.

Игра «Собери разные слова», «Узнай по голосу». Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

4

Стр. 42.Обобщение изученного. Гласные: А,У,О; согласные: С,М,Х,Ш,Л. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам.

Игра « Собери разные слова». Работа по единицам речи-звуку, слогу, слову, повествовательному предложению. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Чтение слогов. Составление слов из слогов. Игра " Узнай п« голосу». Итог занятия.

Касса слогов, фланелеграф, повязка.

Работа с магнитной азбукой.

011

Каникулы

2

Каникулы

3

Звук и буква «Ы». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.45

Знакомство с буквой и звуком «У». Учить определять место звука в двух позициях. Упражнять детей в составлении и чтении слогов.

Игровой момент «Пароход». Анализ буквы «Ы». Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Капитаны». Итоги занятия.

Картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке. Рисунок, изображающий берег моря, два кораблика, буквы большого формата. Разрезная азбука.

Игра «Кому это нужно?». Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

Наглядная пропаганда «Как добиться интонационной выразительности детей».

4

.Согласный звук Н (Н), буква Н.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 48

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Характеристика звука Н (Н). Место звука в трёх позициях. Звуковой анализ слова НОС. Анализ буквы Н. Чтение стихотворения « Буква Н» С.Я. Маршака. Определение на слух количество слогов в словах. Чтение слогов по магнитной азбуке. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Итог занятия.

Магнитная азбука, разрезная азбука, фишки, мяч.

Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Кому что нужно»? Написание букв в тетради.

021

 Буква и звук «Н». Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.51

Знакомство  с буквой и звуком «Н». Учить находить место звука в словах. Показать изменение смысла  предложения от знака, который стоит в его конце. Вводить в активный словарь детей слова, относящийся к одной части речи.

Игра «Вместе составим слово». Чтение слоговой таблицы. Работа с предложениями. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Найди подходящее слово». Итог занятия.

Разрезная азбука, слоговая таблица.

Индивидуальная работа с разрезными  таблицами.

2

Буква и звук «Р». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.53

Знакомство с буквой и звуком «Р».Учить находить место звука в словах.  Продолжать учить читать слоги.

Игра «Назови слова». Анализ буквы «Р». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. П/игра «Вороны». Итог занятия.

Разрезная азбука.

Игра «Что мы видим на картине?». Индивидуальная работа по разрезным картинкам.

3

.Закрепление звука Р (Р) и буквы Р. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 56

Закрепить с детьми  звуки [р], [р'] и букву Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Объяснить детям написание большой буквы в именах людей.

Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Разучивание пословицы. Чтение слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Сюрпризный момент. Игра « Что мы видим на картине»? Итог занятия.

Разрезная азбука. Сказочный персонаж. Конверт. Сюжетные картинки.

Написание букв в тетради.

4

.Сопоставление звуков Р и Л. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 57

Уметь найти сходство и отличие звуков [р] и [л], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука Л и Р в  словах. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Анализ слова Сосна. Итог занятия.

Магнитная азбука, слоговая таблица,  разрезная азбука.

Чтение слогов и слов.

031

Обобщение пройденного. Гласные и согласные звуки. Интонационные знаки в конце предложения. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.60

Развивать умение различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные. Закрепить умение произносить предложения с разной интонацией. Продолжать учить читать слоги и составлять слова.

Анализ гласных и согласных звуков. Упражнение «Какой звук?».Чтение слогов в конце предложения..Физкультминутка. индивидуальная работа с разрезными азбуками. Д/игра «Угадай , что спрятано?». Итог занятия.

Фишки красного и синего цвета карточки – сточкой, вопросительным знаком и восклицательным знаком. Слоговая таблица. Разрезная азбука.

Игра «Что изменилось в слове». Индивидуальная работа  по разрезным картинкам.

2

Буква и звук «К». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.62

Познакомить с буквой и звуком «К». Учить находить место звука в слове. Учить читать слоги и составлять слова.

Анализ звука «К». Место звука в словах река, корзина. Анализ слова мак. Анализ звука «К». Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Чтение слоговой таблицы. Игра «Перекличка».

Предметная картинка с изображением мака. Разрезная азбука. Слоговая таблица.

Чтение слоговой цепочки. Игра «Мамина сумка».

Рекомендации «Учите играя».

3

Продолжение работы по звуку К (К), букве К. Закрепление знаний об ударном слоге.

 Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 66.

Закрепить с детьми  звуки [к], [к'] и букву К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки, упражнять в чтении слов разной структуры. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Артикуляционная гимнастика. Игра «Что изменилось в слове»? Работа над ударным слогом. Звуковой анализ слова МУКА. Чтение слоговой цепочки. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Физкультминутка. Чтение по слоговой таблице. Игра               « Мамина сумка». Итог занятия.

Магнитная азбука,  фланелеграф, разрезная азбука, слоговая таблица, картинки в которых есть звук К.

Чтение слоговой цепочки. Игра «Мимина сумка».

4

Закрепление звука и буквы «К. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.69

Закрепление звука и буквы «К». Учить четко и громко произносить звуки. Упражнять в чтении слогов и составлении слов. Отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

Чтение стихотворения со звуком «К». Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговой  таблицы. Физкультминутка. Игра «Прочитай и опиши». Индивидуальная работа. Итог занятия.

Слоговая таблица. Разрезная азбука. Мягкая игрушка, кусочек сахара, предметные картинки.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон».

041

Звук и буква «П». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.73

Знакомство с буквой и звуком «П». Учить определять место звука в словах. Упражнять детей в чтении слогов, в составлении простых и сложных предложений.

Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Игра «Назови слова».Чтение слоговой таблицы. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Дополни предложение». Итог занятия.

Слоговая таблица. Разрезная азбука.

Игра «Поищи слово». Игра «Кто  лучше расскажет?».

2

Закрепление звука П (П), буквы П. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 76.        

Закрепить с детьми  звуки [п], [п'] и букву П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слова из слогов, упражнять в чтении слов по слоговой таблице. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.  

Артикуляционная разминка. Звуковой и слоговой анализ слова.  Чтение слоговой таблицы. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Что съедим»? Игра «Кто лучше расскажет»? Итог занятия.

Фланелеграф, слоговая таблица, различные игрушки, волшебный мешочек.

Игра «Когда это бывает»?

3

Буква и звук «Т». Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!». с.79

Знакомство с буквой и звуком «Т». Учить определять место звука в словах. Упражнять в чтении слогов, слов. Упражнять  детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах года

Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?». Итог занятия.

Квадратики четырех цветов у каждого ребенка. Слоговая таблица. Разрезная азбука.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

4

.Закрепление звука Т (Т), буквы Т. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 82

Закрепить с детьми  звуки [т], [т'] и букву Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице , по карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Артикуляционная разминка. Занимательное упражнение « Звук заблудился». Чтение слоговой таблицы.  Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Кто знает пусть продолжит». Итог занятия.

Слоговая таблица, разрезная азбука.

Игра «Поменяли твоё имя».

051

Буква и звук «И».  Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.85

Знакомство с гласным звуком и буквой «И». Учить находить место звука в слове. Упражнять детей в чтении слогов, составлении слов.

Анализ звука «И». Игра «Угадай звук». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Игра  с заданием «Составим слово». Итог занятия.

Слоговая таблица. Разрезная азбука. Сюжетные картинки.

Игра «В кого или во что нас превратила волшебница». Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Рекомендации «Игры и игровые  упражнения для развития речи».

2

.Закрепление гласного звука И, буквы И.

 Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 88

Закрепить с детьми  звук [и],  букву И, и. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Показать, что этот звук образует слог и может быть отдельным словом. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам

Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Итог занятия.

Слоговая таблица, разрезная азбука.

Чтение слоговой цепочки.

3

Буква и звук «З».  Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с.90

Знакомство со звуком и буквой «З». Учить находить место звука в словах. Упражнять в составлении предложений с данными словами, в чтении слогов и слов. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово». Итог занятия.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч.

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице.

4

4.Сопоставление звуков З и С. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»

Стр. 92

Уметь найти сходство и отличие звуков [з] и [с], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по слогам. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»? Итог занятия.

Слоговая таблица, разрезная азбука, любая репродукция с  картины .

Составление рассказа по картине.

 

Литература: Как хорошо уметь читать. – Шумаева Д.Г. – Санкт – Петербург, изд., «АКЦИДЕНТ», 1998

                     Картотека игр по обучению грамоте и чтению дошкольников. – Смоляная В.С. – Мозырь, 2 010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Перспективный план по обучению грамоте в старшей группе

В плане кратко представлены занятия на весь учебный год....

Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе

Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе...

Перспективный план по обучению грамоте старшая группа

Цели перспективного плана: познакомить детей со звуками и буквами, дать представления о терминах ;"слово", "слог", "предложение".Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в ...

Перспективный план по обучению грамоте

Обучение грамоте по Шумаевой...

Перспективный план по обучению грамоте (группа общеразвивающей направленности 6 - 7 лет)

Примерное перспективное планирование по обучению грамоте для группы 6 - 7 лет на 2018-2019 учебный год....