Перспективный план игр по развитию речи в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь и работу педагогов проще и легче пользуясь этим планированием.

Все планирование по лексическим темам на весь год для подготовительной группы детского сада.Все разбито на петидневную неделю на год. расчитано на каждое время года.Оно позволяет  обеспечить преемственность всех специалистов детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галахова Елена Александровна- воспитатель I квалификационной категории.

ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1579 г. Москвы

Перспективный план  игр по развитию речи в подготовительной группе.

Месяц,

д.н.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

сентябрь

1

1.Мой город-Москва

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

 «Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

2

2.МОЯ СЕМЬЯ

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

3

3.ГРИБЫ,ХЛЕБ

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Найди картинке место»

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

4

4.ДАРЫ ОСЕНИ

"Групповая олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

«Замкни цепочку»

  Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

октябрь

5,1

5.ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЛЕС

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Все наоборот

Цель. Образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

2

6.ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Не умеют читать

Цель. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов, а также глаголы движения

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

3

7.ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

"Групповая олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

4

8.ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

И ПТИЦЫ

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Все наоборот

Цель. Образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

ноябрь

1

9.ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

"Групповая олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Найди картинке место»

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

2

10.ОДЕЖДА, ОБУВЬ,

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

 "Звуковое дерево"

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

 «Угадай букву»

Дети встают в круг на ковер и по очереди выходят в центр круга и своим телом показывают любую букву. Остальные дети должны угадать букву.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

3

11.НАРОДНАЯ КУКЛА

И ТРАДИЦИИ

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Найди картинке место»

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

"Звуковое дерево"

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

4

12.Игры и игрушки.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

декабрь

1

13.МОЙ ДОМ-МЕБЕЛЬ

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

«Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

2

14.МОЙ ДОМ-

ПОСУДА, ПРОДКУТЫ

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка.  .

Все наоборот

Цель. Образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

«Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия

 

3

15.ПРОФЕССИИ

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия людей творческих профессий.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Кто больше скажет о профессии

Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия

4

16.ЗИМА

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

5

17.Новогодний праздник

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Оркестр

Цель. Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Кто больше найдет предметов на картине.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

январь

1

18.ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

Оркестр

Цель. Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

2

19.ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

3

20.НАРОДЫ МИРА

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

февраль

1

21.ЖИВОТНЫЙ МИР СЕВЕРА

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

«Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

2

22.ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Не умеют читать

Цель. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов, а также глаголы движения

Игра: "Перекличка" 

(с мячом). 

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

3

23.Наша армия.

Кто больше скажет о профессии

Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия людей творческих профессий.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

4

24.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать

март

1

25.О ЛЮБИМЫХ МАМАХ

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

2

26.Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

3

27.ТРАНСПОРТ

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

4

28.ТЕАТР

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Что было бы, если бы...

Цель. Понимать, самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов.

Теремок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Что было бы, если бы...

Цель. Понимать, самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

апрель

1

29.ВЕСНА

Чего не стало?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Кто больше найдет предметов на картине.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Игра: "Перекличка" 

(с мячом). 

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.

2

30.КНИЖНАЯ НЕДЕЛЯ

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Теремок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Что было бы, если бы...

Цель. Понимать, самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

3

31.КОСМОС,

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧЕОЙ СИСТЕМЫ

Все наоборот

Цель. Образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

Назови причину

Цели: развивать умение находить и формулировать причинно- следственные связи; воспитывать внимательное отношение к указаниям педагога.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Игра "Поймай звук"

 Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр ". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Угадай, каких звуков больше».

 Я буду читать стихи, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще и в каких словах.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Игра " Какое слово задумала?

 Воспитатель показывает картинку с  изображением  ромашки  и  говорит:   Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка.

4

32.Наш дом-Земля.

Перелетные птицы.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Не умеют читать

Цель. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов, а также глаголы движения

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Невидимка

Цель. Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Игра: "Перекличка" 

(с мячом). 

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.

май

1

33.ОБЖ. ПДД

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Кто больше найдет предметов на картине.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

2

34.День Победы.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Игра "Поймай звук"

 Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр ". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стих а в конце ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать ответ в конце текста

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

3

35.Первоцветы.

Труд людей.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Игра: "Перекличка" 

(с мячом). 

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Кто больше найдет предметов на картине.

«Подружки-веселушки»

Воспитатель сообщает детям, что веселые подружки-веселушки гласные звуки хотят спеть веселую песенку и просят нас спеть с ними вместе. Воспитатель вместе с детьми показывает буквы, называя звуки на распев, чтобы получилась песенка. 

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Скажи по-другому»

  задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Замкни цепочку»

  Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее

4

36.Подводный мир океанов, морей и прудов.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

«Замкни цепочку»

  Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

5

37.Цветущая весна.

Обитатели луга-насекомые

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Кто больше найдет предметов на картине.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

«Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. УШАКОВА О.С. «Развитие речи детей 6-7лет»- М.: Мозаика –синтез,2010г
  2. ЛИФИЦ Е.А., ЛИФИЦ И.В. «Развитие речи, движение мелкой моторики»- М.: Мозаика –синтез,2011г
  3. ШЕВЧЕНКО И.Н. «Конспекты занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников»-Детство-Пресса,2010г.
  4. ГЕРБОВА В.В. «Развитие речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе»-М.: Мозаика –синтез,2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по развитию речи в подготовительной группе...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе "От рождения до школы".

      Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло...

перспективный план по развитию речи в подготовительной группе

Планирование направленно на планомерное развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планированиеОбразовательная область  "Развитие речи"Подготовительная группа...