«В мире звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Дубровская Светлана Юрьевна

-упражнять детей в чётком произнесении звуков «л» и «р» (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи);

-развивать слуховое восприятие, внимание, память;

-воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;

-воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»

  пт., 05.09.2014

          Программные задачи:

-упражнять детей в чётком произнесении звуков «л» и «р» (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи);

-развивать слуховое восприятие, внимание, память;

-воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;

-воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.               

Материалы: игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картина «Дикие животные», игрушки - кукла, юла, лодка, реальные предметы - лимон, лук, яблоко, ложка, вилка, половник

                                Ход занятия

Воспитатель: - Ребята! К нам в гости пришёл Буратино. Почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось?

Буратино: - Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?

В.- Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?

Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч. В.- Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).

 Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щёки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните.
Послушаем, как эта песня получается у Кати (Называю еще 3-4х детей).
 У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети). Сначала девочки, потом мальчики.
 Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, а другие – на песню колокольчика: ла- ла- ла -- ля-ля-ля, лы- лы- лы --ли-ли-ли, лу- лу-лу—лю- лю- лю.
 А  теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.

Д и «Кто кем был» 

Цель: автоматизировать звук «л» во фразовой речи

Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т.д)


  
Игра  «Что где находится?»

 Цель: учить ориентироваться в пространстве,  упражнять в чётком произнесении звука «л» в словах

 Воспитатель подводит детей к стеллажу и показывает им предметы, находящиеся на полках: на верхней полке – юла, кукла, лодка;  на средней – яблоко, лук, лимон; на нижней – ложка, вилка,  половник. Сначала дети называют то, что находится на верхней полке, затем – на нижней, затем – на средней. Затем дети отвечают на следующие вопросы:

-что находится справа от куклы?

-что находится слева от вилки?

-что находится между яблоком и лимоном?

-что находится под лодкой?  и т.д.

                                            Физкульминутка
 В. – А сейчас давайте вспомним, как звонко цокают копыта лошадей на мостовой (Дети цокают).  Девочки будут лошадками. Пусть они ходят по всей комнате, высоко поднимая ноги.  А мальчики, сидя на стульях, будут звонко цокать. Потом я вместе с мальчиками скажу лошадкам: «Тпру!» Они остановятся и вернутся на свои конюшни.
 Затем, то же самое проделают мальчики.

 В. – В слове тпру живет новая песенка. Это песенка р- р- р –  песня мотора самолёта. Хотите научиться её петь? (Да). Поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы. Тихонько говорите «р- р- р», так, чтобы у вас дрожал кончик языка. Послушаем, как работает мотор Сашиного самолёта, Катиного самолёта(называем ещё 2-3х детей).
 На песенку мотора очень похоже рычание собаки. Порычите негромко. Пусть Никита порычит, Назар и т.д. 
 Сейчас я возьму со стола тонкую и узкую полоску бумаги и буду произносить «
р»( дыхательное упражнение), а полоска будет убегать. ( Показываю, вызываю 2-3 детей, которые произносят звук «р», выдыхая на полоску)
   А теперь мы поиграем с вами в рифму.

                     ДИ «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифмующиеся слова, автоматизировать свистящие, шипящие, и сонорные звуки

В:- Отгадайте и доскажите последнее слово в стишках.
(с) Это лось, его рога
       Защищают от …(врага).
(з) Зайку бросила хозяйка
      Под дождём остался …(зайка)
(ш) Если ты в лесу шумишь,
         Не увидишь крошку …(мышь)
(ж) Жук, жук, пожужжи
       Где ты прячешься, скажи?
        -Жу, жу, жу, жу,
        Я на дереве …(сижу).
 (ч) Ай, качи- качи- качи, 
       Глянь, баранки…(калачи).

  (л) Гам лесной внезапно смолк,
         На охоту вышел …(волк)
   (р) Удивительно добры
          Работящие …(бобры).
 
 Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить.
 В. – Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

"В мире звуков"

программа обучения детей дошкольного возраста  игре на инструментах...

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...