Согласный звук (м), (мь), буква "М". Звуковой анализ слова "малыш".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

Данное занятие для подготовительной группы детского сада. В нем расположен материал по звуковой культуре речи. Дается знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками (м), (мь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по звуковой  культуре речи, подготовительная группа.

Тема: Согласный звук  (м), (мь). Звуковой анализ слова «малыш».

Задачи:

  • Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.
  • Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли.
  • Знакомство с буквой «М».
  • Упражнение в проведении звукового анализа слова «малыш».
  • Развитие мелкой моторики.

Материалы: Карточка с буквой «М», буквы-заготовки по количеству детей. Разноцветные нитки, бархатная бумага, картинка – схема слова «малыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, конверты с фишками.

Ход занятия:

Лексическое упражнение «Как сказать по-другому»:                                                                  Педагог предлагает детям  объяснить выражения: злая зима (очень холодная), колючий ветер (резкий), легкий ветерок (несильный),золотые руки (все умеют делать), золотые волосы ( красивые, блестящие). К кому может относиться слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, баба Яга).

Лексическое упражнение «Замените слова».                                                                             Педагог просит детей подобрать слова похожие по смыслу: плакать – реветь, мчаться – нестись, радоваться – веселиться, шалить – баловаться, приглашать – звать, бросать – кидать, кружиться – вертеться, открывать – отворять.

Игра «Хлопни 1 раз в ладоши, если услышишь звук М и 2 раза – звук МЬ.»

1 м, ть, п, а, м, нь, в, м, у, д, м, к, мь

2 ма, са, ла, ам, ия, по, ов, ту, ум, ми, ыс, му

3 мак, сон, малина, сом, вода, домик, Маша, ведро, хомяк.

Педагог предлагает детям произнести звук (м) изолированно, обращает внимание на особенности произношения  (губы сомкнуты, воздушная струя стремиться раздвинуть губы). Как называются звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту? (согласные).

Игра «Доскажи словечко».                                                                                                                Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,                                                                                     А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной…   (медведь).

В подполье, в каморке живет она в норке,                                                                                    Серая малышка. Кто же это?...   (мышка).  Педагог обращает внимание детей на то, какие звуки твердые или мягкие (м), (мь).

В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал.                                                            След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?...   (мел).

Каждый тут в лесу талант -                                                                                                                            И певец, и…   (музыкант)

Бьют его рукой и палкой – никому его не жалко.                                                                      А за что беднягу бьют? А за то, что он надут… (мяч).

Руки мыть пошла Людмила,                                                                                                            Ей понадобилось…   (мыло).

Вывод: Как видим согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Звуки (м), (мь) – согласные, могут быть мягкими и твердыми.

Физкультминутка «Матрешки».

Мы веселые матрешки,                  дети хлопают в ладоши.                                                 Ладушки, ладушки.                                                                                                                         На ногах у нас сапожки,                ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку  

                                                           И стучат каблучками.                                                                                   В сарафанах  наших пестрых,         хлопки в ладоши.                                                                     Ладушки, ладушки.                                                                                                                       Мы похожи, словно сестры,          кружатся, руки на поясе.                                                                  Ладушки, ладушки.

Звуковой анализ слова «малыш».                                                                                                Дети под руководством педагога проводят звуковой анализ. Затем «прочитывают» слово по звуковой схеме интонационно выделяют гласные звуки.

  • Сколько всего звуков в слове? (пять).
  • Сколько согласных звуков? (три). Назови их.
  • Сколько гласных звуков? (два). Назовите их.
  • Сколько в слове слогов? Определите (два).

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Знакомство с буквой «М».

Педагог показывает букву М.                                                                                                         Взявшись за руки, мы встали                                                                                                          И на «М» похожи стали.            В. Степанов

Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я -                                                                                 Это мы». А между тем получилась буква «М».   А. Шибаев.

Дети прописывают букву в воздухе, рассматривают элементы, из которых она состоит.

Игровое задание «Волшебная нить».                                                                                        Дети выкладывают букву «М» ниткой на бархатной бумаге.                                               Анализ занятия проводится в форме беседы по содержанию НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...