Речевое развитие в подготовительной к школе группе "Знакомство детей со словоизменением"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Колесникова Роза Раузитовна

• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.• Познакомить детей со словоизменением.• Учить составлять предложения из трёх слов. • Учить называть слова определённой звуковой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

• Познакомить детей со словоизменением.

• Учить составлять предложения из трёх слов.

 • Учить называть слова определённой звуковой структуры.

Материалы:

Демонстрационный: картинки лука, дома; красные, синие, зеленые фишки, буквы, мяч.

Раздаточный: конверты для звукового анализа слов, конверты для составления схемы предложений.

Ход:

  1. Игра «Кто внимательный»

Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы ставятся после твердых согласных звуков, и по мере того, как дети называют буквы, выставляет их за синей фишкой. Затем под полученным рядом ставится зелёная фишка. Дети называют гласные буквы, которые ставятся после мягкого согласного, а воспитатель выставляет их на доске. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну букву, и дети должны отгадать, какой буквы не стало. Игра проводится 4-5 раз и каждый раз убирается другая буква.

  1. Словоизменение.

Загадка: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». (Лук)

Вопросы к детям

- Какой 3 звук в слове? («К»)

- Какой 1 звук в слове? («Л»)

- Какой 2 звук в слове? («У»)

Воспитатель выкладывает на доске слово лук.

Затем воспитатель убирает букву «У», ставит букву «Ю» и предлагает детям прочесть, какое новое слово получилось (люк). При этом воспитатель обязательно обращает внимание детей на букву «Ю» и спрашивает их

- Как теперь будет звучать 1-ый звук в слове – твёрдо или мягко?
Чтобы облегчить детям выполнения для них нового задания, воспитатель, заменив у доски букву «У» на букву «Ю» ещё раз обращает внимание детей на то, что в новом слове изменился 2-ой звук и по-другому теперь звучит первый звук (
люк).

Воспитатель убирает букву «Ю» и ставит букву «А». Детям предлагается прочесть, какое слово получилось (лак). Обращает их внимание на букву «А» и дети должны сказать, как теперь будет звучать 1-ый звук в слове - твердо или мягко.

Воспитатель произносит слово дом изолированно, по буквам и спрашивает, что это за слово. Выкладывает его на доске.

Вопросы к детям.

- Какой 3-ий звук в слове? («М»)

- Какой 1-ый звук в слове? («Д»)

- Какой 2-ой звук в слове? («О»)

Воспитатель убирает букву «О», ставит букву «Ы» и предлагает детям прочесть, какое новое слово получилось (дым). При этом обращает внимание детей на то, что 1-ый звук в слове не меняется.

  1. Работа над предложением.

Воспитатель вызывает ребенка и даёт мяч. Предлагает сказать, у кого мяч. Получаются предложения типа: У Кати мяч. Называет 1-ое, 2-ое, 3-е слово в нём. Необходимо обратить внимание детей на коротенькое слово «У». Воспитатель должен произнести слова раздельно, и предложить детям послушать сначала 1-ое слово («У»). Затем только 2-ое слово (Кати) и только потом 3-е слово (мяч). Воспитатель выкладывает на доске схему предложения.

Затем воспитатель предлагает детям придумать своё предложение из 3-х слов и составить схему к нему. Воспитатель спрашивает 5-6 детей, что за предложение они составили, и проверяет правильность схемы.

Физкультминутка.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, подтянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4 - руки шире,

5,6 – тихо сесть.

7,8- лень отбросим.

    4. Звуковой анализ слова роза.

Воспитатель выставляет на доске картинку.

Воспитатель говорит детям, что у доски слово будет разбирать тот ребёнок, который первым выложит его на столе.

Вызванный ребёнок последовательно интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками, дети помогают.

Вопросы к детям.

-Сколько слогов в слове (2)

-Сколько звуков в слове (4)

-Какие согласные звуки в слове (р,з)

-Какие гласные звуки (о,а)

  1. Игра «Назови слова».

Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю и красную фишки и предлагает детям называть слова, в которых 1-й звук - твёрдый согласный, 2-ой - гласный, 3-й - твёрдый согласный и 4-й – гласный (мама, луна, каша, рука, мыло, вода, вата, шуба и т.д.). Если дети затрудняются дать 1-2 слова как образец. Если ребёнок назовёт слово, которое не подходит под заданную звуковую структуру, воспитатель должен указать ему на ошибку. Например, ребёнок назвал слово лиса, воспитатель должен сказать, что в этом слове первый звук - мягкий согласный, а нужно, чтобы был твёрдый согласный. Если ребёнок назовёт слово, в котором больше или меньше звуков, чем задано, воспитатель, указывает ему на ошибку.

Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько

Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В поисках сокровища»

Цель:формировать умения работать в коллективе, развивать самостоятельность, и находить решения на поставленные задания и развивать речь....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Помощники Лунтика»

Аннотация: в статье представлено занятие по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет, приведены разные виды упражнений и заданий на расширение номинативного словаря, отработку словоо...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...