Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие за солнышком".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Сапрыкина Ирина Анатольевна

Итоговое занятие по грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_gramote.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ: «Путешествие за солнышком».

Программное содержание:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные).

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие, зеленые); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения, схемы-задания на листах, карандаши цветные, ручка.

Организация детей: в кругу, за столами.

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Форма проведения: занятие – путешествие.                                                                                                            Цель: Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.

Задачи:

1. Образовательные:

Совершенствовать умения и навыки слогового и звукового анализа слов.

Закреплять умения детей делить слова на слоги, находить место звука в слове.

2. Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, мышление. связную речь; совершенствовать умение отвечать полным предложением.

3.  Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Словарная работа: предложение, гласный звук, согласный звук, слог.

                                            Ход занятия:

1. Вводная часть занятия (организационный момент).

- Ребята, сегодня утром в наше окно заглянуло солнышко. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим -  что там.  (Воспитатель читает письмо).                                                                                                      "Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовило для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи ".

2. Основная часть. «Отгадай загадку и опиши».

- Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

  Деревья одеваю, посевы поливаю,

  Движения полна, зовут меня …

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.

Появляется картинка на экране – весна. (Слайд №1).

(Запись раската грома). Раздается гром, на экране появляется грозная тучка:

(Видео №1):

 - Не люблю я эту яркую весну. Мне больше нравятся холодные серые цвета. Сейчас я смою все ваши радостные краски. (Загремел гром, пошел дождь - анимация). (Слайд №2). (Солнце спряталось за тучку).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дождь пошел, и солнышко скрылось за тучку.  Что же нам  делать?

(Видео №2):

Тучка: Не отдам я вам солнышко, пока вы не выполните все мои задания.

Воспитатель:  Тучка не сердись. Лучше, подскажи, как нам вернуть солнышко?  Что нужно сделать.

(Видео №3):

Тучка: Подскажу… Я тучка не простая, ученая, люблю решать головоломки, ребусы,  читать люблю, поэтому я и для вас приготовила задания. Наградой за каждое выполненное задание будет буква. Соберете все буквы, прочитаете слово, отпущу солнышко. Ну что, готовы? Вот вам, первое задание…(задание выводится на экран)

1. Задание:  «Составь предложение по картине».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (На экране картина «Весна» Слайд №3).  Про весну - красавицу мы составим предложения. (Сбоку слова заблудились: наступила, долгожданная, весна; прилетели птицы; солнце, светит, очень, ярко; дети, весенние, цветы, собрали).  Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

-А сейчас пройдите за столы.

- На ваших столах есть полоски-схемы. Из полосок – схем  вы должны выложить схемы предложений.

(Дети выкладывают схемы предложений).

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.  Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание.

Тучка: Молодцы ребята, справились с заданием, вот вам первая буква.  (Слайд №4). (Буква С выводится на экран).

 (Видео №4):

Тучка: И с этим заданием справились. Но ничего я сейчас такое задание придумаю, что вы ни за что его не выполните.

2.Задание: «Рассели всех по домикам».

У вас на столах лежат  листочки с заданием. Вам нужно поселить жильцов в домики: в первый домик мы будем селить тех жильцов, в названии которых один слог, во второй домик, тех, которые имеют два слога и в третий – три слога.  Нарисуйте стрелочки к домикам.

(Видео №5):

Тучка: Ребята, какие вы молодцы, все то вы знаете,  получите еще одну букву (на экране появляется буква О). (Слайд №6) и новое задание.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.   Выходите, ребята. Сейчас мы отдохнем.

3. Задание: «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».

Воспитатель: послушайте загадку

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонков трель –

В гости к нам пришел… (АПРЕЛЬ).

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «АПРЕЛЬ».

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «АПРЕЛЬ»?

-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «АПРЕЛЬ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета. Пройдите за столы.

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова АПРЕЛЬ.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки.  ( Слова: лист, земля, небо, гнездо).

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.                                                       (Видео № 6):                                                                                                                      Тучка: Ребята, вы так дружно и слаженно работайте, вот вам еще одна буква (на экране появляется буква Л). (Слайд №7). Сейчас я вам загадаю загадки отгадаете, получите еще одну букву. Слушайте. (Слайд №8 – загадки в записи): (Дети выходят из-за столов и становятся с двух сторон экрана).

4. Задание «Где прячется звук?»

Тучка:  - Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки  и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы?

Тучка (в записи) загадывает детям загадки.  Приступаем.

- Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник).

 Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н]?

Дети. В середине слова.

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек).

 Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

-Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо).

 Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

(Видео № 7):

Тучка: Ребята,  вы молодцы отгадали все загадки. Вот вам еще одна буква Н. (на экране). (Слайд №9). Следующее задание.

5. Задание. «Измени слово». Предъявляются таблицы:

        4 2 3 1         3 4 5 1 2         3 4 5 1 2

          ШАРФ (фарш)                      МЫШКА (камыш)                 СОСНА (насос)                                                                                                                                   Тучка: Ура!!! И с этим заданием вы справились. Молодцы! Получите букву Ц. Если вы и последнее задание выполните, то тогда мы с вами точно подружимся. Слушайте.                                                                                                                                                           6. Задание. Игра «Составь слово по первым буквам». (Листочки с заданиями).                                                                                                                             Воспитатель: У вас на столах карточки.  Составьте слово по первым буквам.  (Слайд №10). Тучка дала букву Е.                                                                                                             -- И так, давайте прочитаем, что же получилось.                                                                           Дети читают: СОЛНЦЕ.                                                                                                                                  Тучка: Я вас всех поздравляю вы просто молодцы. Все мои задания выполнили. Солнышко, выходи, покажись ребятам.                                                                                                    Входит солнышко (в кадр). Спасибо вам, ребята, вы меня спасли. Теперь я снова буду ярко сиять на небе, даря тепло и радость всем жителям Земли. С тучкой я тоже подружилось.                                                                                                                  Тучка: Да мы теперь друзья.                                                                                                             Солнце: Ведь после дождя все  вокруг стало  еще краше и ярче (на деревья распустились листочки, в лесу расцвели весенние цветы (подснежники, фиалки), воздух стал, чистым и свежим…).  Вот такая она весна – красна! Тучка: Ребята, вот и пришла пора нам прощаться. Но вы не расстраивайтесь, мы с вами еще на раз увидимся. Выходите чаще гулять на улицу, а  мы вас там будем ждать Солнышко и Тучка ваши добрые друзья. До скорой встречи!3. Заключительная часть (подведение итога занятия)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое -  вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....

КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сего...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Не рубите ёлочку»

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы  «Не рубите ёлочку»...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....