Открытое занятие для детей подготовительного возраста "Наши ушки- наши слушки."
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Инна Викторовна Малыхина

В данной работе даны элементарные сведения о строении и функции уха. Показана значимость этого органа для человека.  Уделяется внимание привитию навыков здорового образа жизни. В работе используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые. Работа включает несколько игровых заданий, где ребятам предлагается отгадать определённые звуковые сигналы, мелодии знакомых детем песен, необходимо определить зависит ли слух от зазмерности ушей и т.д. В конце НОД необходимо составить мнемоколлаж "Ухо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uho_-_statya_na_attestatsiyu.doc661 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наши ушки – наши слушки

Цель: Дать детям элементарные сведения о строении и функционировании уха. Показать значимость этого органа для человека. Привитие навыков здорового образа жизни дошкольникам.

Задачи:

обучающие:

  • дать элементарные представления об органах слуха;
  • расширять представления детей о гигиене органа слуха;
  • уточнить, что и уши у живых организмов могут иметь разную форму;

развивающие:

  • развивать слуховое внимание, мыслительную деятельность, связную речь. воображение

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью через гигиену органов слуха.

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.

Словарная работа

Активизация словаря: парный орган, ушная раковина, среднее, внутреннее ухо, барабанная перепонка, глухой.

 Материал: картинки «органы чувств», плакат «строение уха», мелодии известных детских песен, «киндер сюрприз (с монетами, с крупой), кукла в наушниках, бубен, колокольчик, дудочка, картинки «чего нельзя делать» (из книги ), плакат с правилами ухода за ушами.

картинки: кит, слон, лягушка, собака, кот, рыба, кузнечик, змея, заяц.

Предварительная работа:

  1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
  2. Рассматривание плаката «строение уха», рассматривание фотографий с изображением животных.
  3. Дидактические и подвижные игры: «Чей голос», «Что за звук»., «Хорошо-плохо»,

 «Киндер сюрприз»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  2. Беседа «Кто как слышит»

                           

                     

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем говорить о наших помощниках, о наших органах чувств. Почему хи называют помощниками? (Ответы детей).  Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). (воспитатель вывешивает на доску картинки органов чувств). Давайте подсчитаем, сколько органов чувств у нас. (Ответы детей)

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте о каком из этих органов чувств у нас пойдёт речь?

             У зверушки на макушке,

             А у нас ниже – ниже глаз.

 Правильно, это уши. Сколько у нас ушек? (Ответы детей- два).  А как еще можно сказать про число два? (пара). Значит, наши ушки – это парный орган.

Сегодня мы с вами поиграем и много интересного узнаем. А наша игра состоит из нескольких заданий, которые вам предстоит решить. (Раздаётся стук в дверь и появляется кукла в наушниках). Воспитатель обращает внимание детей на то, что нового воспитанника зовут Крош, и он зря надел наушники, потому что в них он ничего не услышит. Крошу предлагают снять наушники и сесть на стульчик.

Задание 1

-Послушайте внимательно эти звуки, подумайте и представьте себе, что это были за звуки и кто или что могло их издавать (шелест листьев, струя текущей воды, звон монет, скрежет по металлу, стук по древесине, хруст веток, звучание металлофона). (воспитатель за шторкой поочерёдно демонстрирует ряд, дети отгадывают, что же это за звук)

- Я видела по вашим глазам, что вы не только слушали, вы размышляли. А теперь вам надо найти на столе те предметы, при помощи которых были изображены эти звуки (приглашаются 2 ребёнка, которые ищут предметы, звучание которых они услышали).

- Вам все звуки показались приятными? Почему? Все ли они полезны для ваших ушек? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы посмотрим, на что же похоже наше ушко (включается мультимедийная установка с картинкой «Строение уха».) На что же похоже наше ушко? (дети: на ракушку). По-другому, на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина».

Зачем нам нужна ушная раковина? (дети: улавливает звук). 

Задание 2

Ребятам предлагается посмотреть на экран и определить, у всех ли животных есть ушная раковина. (на экране картинки с видами животных: рыбы, голубя, собаки, слона, лошади, лягушки, дельфина) (Ответы детей). Значит эти животные не слышат?  (пояснение воспитателя об этих животных.). Воспитатель приводит примеры об органах слуха и их расположении на теле других животных.  

- Кошки и собаки имеют кожистые ушные раковины,

 - рыбы имеют на теле боковую линию, которая состоит из тонких трубочек,

- кузнечик – передними лапками,

- змеи не имеют ушей. Тогда как же они слышат и могут танцевать под музыку факира? Оказывается, звук проходит у них через кости и улавливается средним ухом,

- киты слышат горлом,

- у лягушек нет ушных раковин, но есть барабанная перепонка за глазами.

 А ушки у всех ли животных одинаковы? (воспитатель обращает внимание на размер ушей у зайца, слона, кошки и поясняет, что острота слуха не зависит от размера ушей).

Есть ли животные, у которых ушная раковинка подвижна? (Ответы детей). 

Воспитатель: Эта подвижность нужна для наилучшего улавливания звука.

 

Давайте посмотрим, как вы можете улавливать звуки и определять голоса.

Игра: «Чей голос», «Что за звук». Дети становятся в круг, одному из детей завязываются платочком глаза, и ребёнок должен определить «чей это голос» и «что это за звук».

(Дети садятся на стульчики, и воспитатель обращает внимание детей вновь на экран).

Воспитатель: Оказывается, ушная раковина только ловит звук, а не помогает слышать.  Самое важная часть ушка находится у нас внутри. И давайте мы туда «войдём». Посмотрите на ушко своего соседа. Что вы ещё видите? (дети- дырочку).  И эта дырочка ведёт нас к тонкой плёнке, которая называется барабанная перепонка. Она очень маленькая и тонкая, но способна улавливать звук и вибрировать.  Как называется человек, который не слышит звуки? (дети: - глухим).  Если повредить барабанную перепонку, то человек навсегда остаётся глухим.

 

 Правило № 1. Нельзя ковырять в ухе острыми предметами (иголкой, зубочисткой). Можно только чистить ушки ватными палочками.

Правило № 2 Нельзя заталкивать в ушко бусинки, пуговки и т.д

Барабанная перепонка передаёт звук в среднее ухо.  

Здесь находятся три самых маленьких косточки организма человека. Они вмещаются на ногте большого пальца. Одна из них называется молоточек. Он стучит и передаёт звук дальше, во внутреннее ухо.  Здесь находится самая важная часть «улитка».  Именно она воспринимает и формирует звук, помогает слышать громкие и тихие звуки, отличить песню от стихотворения. Улитка нежная и самая главная часть в ухе. И поэтому наши ушки надо беречь.

Опыт 1. «Купаем малыша»

Правило № 3. Нельзя, чтобы к ней попадала вода или дул сильный ветер. Человек тоже может от этого потерять слух.

 Правило № 4. Нельзя сильно сморкаться

Правило 5. Нельзя долго и громко слушать музыку в наушниках

 А вот почему, давайте проведём опыт.

Опыт 2. «Громкий шум мешает уху»

Ребята, вы поняли, что если мы неправильно ухаживаем за ушками, то они могут заболеть. Самый опасный враг ушек – это ….  (отгадывают). Правильно, шум.  Ухо не любит громких звуков. Сейчас я предлагаю вам по моему сигналу (удар молоточком по столу) начать стучать ногами. В нашей игре это допускается.  Я в этот момент буду что-либо говорить. По моему второму сигналу вы должны резко прекратить стук (дети стучат ногами.) Вы слышали что я сказала? Почему? Значит уху мешает громкий звук. И если вы громко говорите или кричите, то ушко могут тоже заболеть: лопнет барабанная перепонка или заболит голова. Вот и наш Крош пришёл сегодня в наушниках и слушает громкую музыку. Правильно он делает, ребята? Что нужно ему посоветовать?

Задание 3 «Угадай мелодию»

Прослушай мелодии детских песен и назови их. Включается музыка известных детских песен со словами: 1. «Если с другом вышел в путь…»

                                2. «От улыбки солнечной одной…»

                                3. «Спят усталые игрушки…»

                                4. «Мы едем, едем, едем…»

        5. «В траве сидел кузнечик…»

        6. «Дважды два четыре.»

                       (отгадавший большинство песен получает приз)

Задание 4

Составление мнемоколлажа «Ухо»

Шапка нужна для защиты от ветра;

Запрещено слушать громкую музыку;

Ветер опасен для ушей;

Пуговицы, иголки, скрепки, булавки, карандаши, семя ореха – опасные предметы;

Улитка – есть внутри уха и она самая важная часть,

Капля воды – надо соблюдать гигиену ушей, мыть их;

Громкий крик опасен для ушей.

   

     

 Звучит тихая музыка.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Я думаю, что наше занятие вам понравилось и вы много нового узнали для себя.

Как здорово, что мы можем слышать столько удивительных звуков, воспринимать красоту окружающего мира, общаться между собой.  Для этого нам нужно совсем немного –научиться слушать не только эту красоту, а также научиться слушать и слышать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

Сюжетно-ролевая игра для детей подготовительной группы "Улицы нашего города"

Сюжетно-ролевая игра для детей подготовительной к школе группы «Улицы нашего города» Цели игры: Закреплять умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел. Учить объеди...

Викторина для детей подготовительной группы "Сказки наши друзья"

Викторина для детей подготовительной группы "Сказки наши друзья"...

Сценарий к 8 марта для детей подготовительной группы "Поздравляем наших мам".

На праздник приходят Капризуля и Нехочуха и играют с детьми. Ребята дарят своим мамам и бабушкам сказку "Красная Шапочка"....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Секрет нашего здоровья"

Итоговое занятие раскрывает знания детей в таких образовательных областях как познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. В занятие включены физкультуринки- упражнения с резинкой укре...

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Труженики нашего села"

Занятие из цикла занятий по краеведению, которое ставит цели закреплять знания о малой родине, воспитывать любовь и уважение к ней....