Итоговое НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Елена Викторовна

Итоговое НОД по обучению грамоте в подготовительной грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)

в подготовительной группе

Тема: Итоговое НОД по обучению грамоте.

Цель: Создание условий для обобщения и закрепления полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях.

Задачи: Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять выделять первый звук в слове.

Закреплять умение составлять слова и читать их.

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Закреплять умение составлять предложение, схему предложения.

Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику.

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Активизировать речемыслительную деятельность.

Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийная установка; цветы для определения первого звука в слове; картинки с изображением предметов; лепестки цветов с буквами; карточки для игры «Зашифрованное слово»; шарики со слогами для игры «Найди пару»; цветные кружочки для составления звуковой схемы; картинки для составления предложений; полоски для составления схемы предложения; книги.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал, становятся полукругом.

- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня гостей пришло. Поздоровайтесь с ними.

Дети встают вместе с  воспитателем в круг, берутся за руки и хором проговаривают слова «Сегодня всем с утра желаем мы добра! Подарим друг другу улыбку.»

  1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное сообщение. Давайте его послушаем.

Сообщение: «Я царица Грамоты, хозяйка Звукового царства Буквенного государства, прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит беспорядок. Помочь может волшебный цветок. Лепестки этого цветка вы найдёте, если выполните задания. На лепестках вы узнаете волшебное слово, которое расколдует мою страну и жителей.»

 - Ребята, вы готовы помочь Царице и её жителям? Как вы думаете, как мы можем помочь им? (Ответы детей)

- Пойдёмте и узнаем, что нас ждёт впереди.

  1. Основная часть.

Звучит волшебная музыка.

- Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Нас ждут сложные задания, поэтому мы должны подготовиться к ним. Давайте сделаем специальную зарядку.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать)).
  2. Потом посмотрел язычок налево, посмотрел направо, гуляют ли дети на улице (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому).
  3. После этого посмотрел язычок из окошка вниз, нет ли луж, а потом вверх, светит ли солнышко? (улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз к подбородку, затем поднять язык к носу).
  4. Увидел язычок, что погода хорошая и побежал гулять во двор. Присмотрелся язычок повнимательнее, из травы иголки торчат, это был …ежик. Он бегал по траве по кругу, то в одну сторону, то в другую (совершать круговые движения языком, между губами и зубами то в одну сторону, то в другую, рот при этом закрыт).
  5. Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет» (вдох через нос - «нюхать цветок», на выдохе произнести: «Ах, как пахнет»).

- Теперь мы готовы отправиться на поиски лепестков.

Задание 1. «Собери цветок».

Воспитатель произносит разные звуки ([а],[т], [у], [л’], [о], [м], [и], [б’]).

- Что я сейчас произнесла? (Звуки) 

- Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы слышим и произносим)

- Что можно увидеть и написать? (Буквы) 

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные) 

- Как мы узнаём, что звук гласный? (При произнесении воздух не встречает преград)

- Как мы узнаём, что звук согласный? (При произнесении воздух встречает преграды в виде языка и зубов)

- В этом задании вам необходимо расположить на цветах картинки с изображением предметов: на лепестках красного цветка - картинки, названия которых начинаются на гласный звук, на лепестках синего цветка - картинки, названия которых начинаются на согласный звук.

Дети выполняют задание и получают серединку от цветка.

Задание 2. «Зашифрованное слово».

- В этом задании необходимо расшифровать слова.

1 команда: Расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и прочитать слово.

2 команда: прочитать слово по первым звукам в названиях предметов, изображённых на картинках.

Дети выполняют задания в командах. Каждая команда проверяет задание друг у друга. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 3. «Скажи по-другому».

- В этом задании необходимо изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Например: дом из кирпича (какой?) - кирпичный дом. 

заяц из пластмассы (пластмассовый заяц)

кукла из бумаги (бумажная кукла)

хвост лисы  (лисий хвост)

ведро из железа (железное ведро)

ложка из дерева (деревянная ложка)

стакан из стекла (стеклянный стакан)

коробка из картона (картонная коробка)

игрушка на ёлке (ёлочная игрушка)

уши волка (волчьи уши)

ваза из глины  (глиняная ваза)

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

Задание 4. Динамическая пауза «Покажи букву».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В старом дереве дупло –

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

Прибежала буква Ха.

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться,

И смеяться, и кружиться,

То похлопают в ладоши,

То присядут, отдохнут

И опять шагать пойдут.

Дети получают лепесток с буквой.

Задание 5. Звуковой анализ слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

Фрукт, конечно, всем известный –

И красивый, и полезный.

Апельсину брат родной,

И душистый-то какой!

Жаль, что кислый очень он –

Витаминный фрукт … (Лимон)

- В этом задании необходимо сделать звуковой анализ слова «лимон».

Дети выполняют звуковой анализ слова самостоятельно за столами, один ребёнок у доски. Самопроверка. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 6. «Найди пару».

- В этом задании необходимо найти одинаковые по форме шарики и составить из слогов слова.

Дети выполняют задание в командах. Каждая команда проверяет задание друг у друга. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 7. «Составь предложение».

- В этом задании необходимо составить предложение по картинке и составить схему к нему.

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

- Вот и собрали мы все лепестки от цветка. Пора узнать волшебное слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? (Надо расставить буквы по порядку)

Дети собирают цветок и читают волшебное слово «дружба».

  1. Рефлексия.

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы: «Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела,

И дружить и дорожить,

И добро друзьям дарить.»

- Ребята, как вы думаете, почему именно слово дружба помогло расколдовать страну? (Ответы детей)

- Какие задания вы выполняли?

- Какое из заданий вам показалось трудным?

- Какое задание лёгким?

- Какое из заданий вам больше понравилось?

- За то, что вы помогли Царице Грамоты и её жителям, они на память дарят вам книги, которые вы сможете прочитать сами.

Дети получают книги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое НОД по обучению грамоте Воспитатель: Кузнецова Е. В. МБДОУ детский сад № 9 г. Советская Гавань corowina.ucoz.com

Слайд 3

corowina.ucoz.com А М О Р Г Т А С Н Т Р А А

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика

Слайд 5

Скажи по-другому Заяц из пластмассы Кукла из бумаги Хвост лисы Ведро из железа Ложка из дерева Стакан из стекла Коробка из картона Игрушка на ёлке Уши волка Ваза из глины

Слайд 6

Жёлтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт, Часто в чай его кладут – Всем известен этот фрукт! Он не сладкий и не горький, Если съесть захочешь дольку, Знай: на вкус кислейший он! Как зовут его? corowina.ucoz.com

Слайд 8

А Т О М Г Р А С Т Р А Н А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Предлагаю (хоть и поздно в этом учебном году), итоговое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. С целью активизации всех детей ( и слабых, и сильных) задания подобраны по...

Итоговое занятие по обучению грамоте для подготовительной группы

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением зрения...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...