План - конспект подгруппового занятия в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Анисимова Ольга Валерьевна

План - конспект подгруппового занятия в старшей группе Тема :  Звук [С] Буква С. Знакомство. Лексическая тема : "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_s.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МКДОУ "Д/с № 2": Анисимова О. В.

Тема: Звук [С]. Буква С.

Лексическая тема "Посуда".

Цель: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные.

- Учить детей давать характеристику звуку [С].

-  Познакомить с графическим обозначением изученного звука – буквой С.

2.Коррекционно-развивающие.

- Развивать навык звуко-буквенного анализа слова.

- Развивать фонематический слух.

-  Развивать навык чтения слова.

- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Посуда».

-  Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-  Развивать координацию речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

-  Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки со звуком [С],  предметные картинки по лексической теме "Посуда", графический образ буквы, демонстрационные звуковые схемы, демонстрационная касса букв, контейнеры со звуковыми схемами( по количеству детей), кассы букв ( по количеству детей). 

Ход занятия:

Этап

Слова педагога

Предполагаемые ответы и действия детей

I

II

III

Организационный момент.

Дети входят в зал. Встают полукругом лицом к логопеду.

Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, нам нужно "Здравствуйте" сказать.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочному герою. А к какому вы сейчас догадаетесь сами, отгадав мою загадку.

Кто не моет, не стирает,

Мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка.

Ни к чему вопросы, споры -

Всем знакома та...

Правильно! Но чтобы отправиться к Федоре мы должны подготовится.

Выполним артикуляционную гимнастику.

Улыбочка.

Качели.

Часики.

Чистим зубки.

Киска сердится.

А сейчас мы произнесем волшебное заклинание СА СО СУ АС ОС УС

Вот мы и у Федоры. Она предлагает погостить у нее и сесть на стульчики. Первыми сядут девочки , вторыми сядут мальчики.

Основная часть.

 Посмотрите, от Федоры убежала не вся посуда. С ней осталась сковорода, стакан, самовар, кастрюля.

А какой одинаковый звук мы слышим в этих словах?

И сегодня на занятии мы будем узнавать звук [С], следить за правильным произношением и играть с Федорой.

Правильно. Мы сейчас с вами проговорим характеристику звука. Давайте произнесем звук [С] громко, тихо.( На доску прикрепляются схематичные изображения характеристики звука)

Артикуляционная:

Как ведут себя губы?

Что делают зубы?

Что делает язык?

Когда мы произносим звук [С], какая у нас воздушная струя?

Акустическая:

Ребята, а звук [С] какой он: гласный или согласный?

Почему?

Звонкий или глухой?

А звук [С] твердый или мягкий?

Каким цветом будет обозначаться?

Да, верно звук [С] - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

Поиграем с Федорой в игру поймай звук.

Я буду произносить ряд звуков. Когда вы услышите звук [С], хлопните в ладоши.

[П] [С] [М] [С] К С Г

Я буду произносить ряд слогов, когда вы услышите в слоге звук [С] вытяните руки перед собой.

ПА, СА, МА, СЫ

Я буду произносить ряд слов, когда вы услышите слово со звуком [С], поднимете руки вверх.

ПАПА, САНИ, МАМА, САДЫ.

А сейчас мы поможем Федоре поставить посуду на нужную полку. Будем определять место звука [С] в разных словах. ( На доску вывешивается карточка с определением позиции звука в слове). Если в названии предмета мы услышим звук [С] в начале слова, поставим карточку на 1полку, если в середине на 2, а если в конце, то на 3.

Ребята, а в какой букве будет жить звук [С] ?

На что похожа буква С ? ( на доске изображение буквы С "в образе")

Верно, села мышка в уголок, съела бублика кусок.

На доске изображение буквы С.

Давайте глазами нарисуем букву С.

А в какую сторону смотрит буква С?

Встаньте на ноги... Поможем Федоре помыть посуду.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так Федоре  помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Вот и отдохнули, а сейчас поиграем в игру доскажи словечко.

Наступает час обеда:

Мой - ка руки, непоседа!

Из мяса, овощей и круп

Сварила Федора вкусный...

Я кидаю вам звуки [С] [У] [П]

Назовите звуки.

Посчитаем, сколько звуков.

Назовите первый звук.

Назовите второй звук.

Назовите третий звук.

Назовите звук, который мы слышим в начале слова Суп?

Назовите звук, который мы слышим в конце слова Суп?

Эти оба звука какие?

А кто слышит гласные звуки в слове суп, назовите.

Сколько мы слышим гласных звуков?

Значит сколько в слове частей?

Прохлопаем слово суп.

Выкладываем звуковую схему слова Суп.

Первый звук.

Второй звук.

Третий звук.

Какими буквами мы обозначим эти звуки?

Звук [С] живет в букве С. Звук [У] живет в букве У, звук [П] живет в букве П.

Ребята, читаем.

Приводим рабочее место в порядок.

Ребята, пока мы с вами играли к Федоре вернулась вся посуда. Встанем и расскажем какая посуда вернулась к Федоре.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Расскажем как мы используем посуду.

Я проговорю предложение. Послушай и повтори.

Это стакан. В стакан наливаем сок. Это салатник в салатник кладем салат. Это сковорода. В сковороде жарим мясо. Это соусник. В соусник наливаем соус. Это кастрюля. В кастрюле варим суп. Это миска. В миску насыпаем рис.

Итог занятия.

Ребята, с каким звуком познакомились сегодня на занятии?

В какой букве живет звук [С]?

 Кто был у нас сегодня на занятии?

В течение всего занятия Федора наблюдала за вами, видела, что вы говорили правильно. Она дарит вам раскраски с изображением посуды. Молодцы. До свидания.

Здравствуйте!

 

Федора

Выполняют упражнения.

В этих словах мы слышим одинаковый звук [С].

С - с - с

Губы улыбаются;

Зубы сближены

Широкий язык упирается в нижние зубы.

Струя воздуха холодная( проверяем тыльной стороной ладони)

Звук [С ]согласный, потому что его нельзя пропеть.

Глухой ( голос не звенит).

Твердый.

Обозначается синим цветом.

Дети проговаривают характеристику вместе.

Дети хлопают, когда слышат звук [С].

Дети вытягивают руки перед собой, когда слышат звук [С] среди слогов.

Дети поднимают руки вверх, когда слышат звук [С] среди слов.

Дети определяют место звука [С] в словах. - Это сковорода, в слове сковорода я слышу звук С в начале слова. Поставлю карточку на первую полку и т. д.

Звук [С] будет жить в букве С.

На половинку бублика.

Двигают глазами по направлению стрелки.

Буква С смотрит вправо.

Дети проговаривают слова, выполняя соответствующие движения.

Суп.

[С] [У] [П]

3!

[С],[ У ],[П ].

[С]

[П]

Согласные

[У]. Мы слышим 1 гласный звук.

В слове 1 часть.

Согласный, твердый, глухой.

Гласный.

Согласный, твердый, глухой.

Выкладывают слово из разрезной азбуки.

Проговаривают слова, выполняя движения в соответствии с текстом.

Повторяют предложение.

Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [С].Звук [С] живет в букве С.

Федора.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе "В гостях у Веснушки"

Тема: Звуки С – Ш в словах и словосочетаниях.Задачи: совершенствование фонематического восприятия; учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С –...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе

Тема: Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.Задачи: формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, ...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР «К бабушке в деревню»

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР...

План-конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: "Звук [м]. Буква М. Лексическая тема "Домашние животные"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема «Дифференциация звуков [ Д]-[Т]»

Цель: Закрепление знаний о звуках [ Д]-[Т]Задачи:1. Коррекционно-образовательные:учить дифференцировать изучаемые звуки по акустическим характеристикам,учить чёткой артикуляции изучаемых звуков,продол...