Звук [з] и буква Зз
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

 Ознакомление с буквой Зз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_z.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [з] и буква Зз».

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  З.  

Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Магнитные буквы, синие и зелёные флажки. Контейнер с материалом  для анализа предложений.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Упражнение «Собери буквы – составь слова».

Педагог встречает детей, организует приветствие, на столе рассыпаны буквы.

Я хочу проверить, узнаете ли вы все пройденные нами буквы. Сейчас мальчики соберут согласные буквы, а девочки – гласные.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу, а потом составляет слова: носок, капуста, гуси, сова. Дети читают слова по предложению педагога.

Попробуйте вы составить слова из тех букв, что собрали.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

2. Игра  «Громко хлопай».

Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще др.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

(Звук [з]). Давайте произнесем звук [з] все вместе. (…..)

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] – гласный или согласный. (…)

Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. (…). Твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно послушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].

Материал: з, с, д, з, ж, з, т, ц, з, с; зап, ду, со, зу, жа, зо, то; зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый.

Молодцы!

3. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. З,  а. что получилось? (…).

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: зу, зи, ваза, зубы, тазы, зонт.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

В каких словах этого стихотворения есть звук [з]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит? (Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и  [з’]). Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем,  кто прячется за забором.

Дети находят буквы к, о, з, а и составляют слово коза.

Молодцы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? (Два полукруга). Как они расположены? (Они повернуты влево и стоят один на др.).

Дети выходят к доске и составляют по одной букве З.

Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (За,.. зуб, …, магазин).  Прочитайте слова под картинками. (Таз. Воз.) Что такое воз? (Это телега, повозка). (Зонт. мимоза). Что такое мимоза? (Это растение. Цветы мимозы дарят на 8 Марта). Теперь прочитаем предложения по картинками. (…….) Молодцы! Вы сегодня хорошо читали.

5. Подвижная игра «Маляр».

Я с ведром иду во двор            Маршируют по кругу др. за др.

Красить бабушкин забор.

Я без дела не сижу,                  Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.

Кистью сверху вниз вожу.

Крашу столбики, ворота,        На каждое название загибают пальцы на обеих руках,

И забор до поворота,                   начиная с больших.  

И скамейку под окошком,

И совсем немножко кошку.

Красной краски стало мало,      Разводят руками, пожимают плечами.

На меня она попала.

На ладошки, на макушку,         Загибают по одному пальцу сначала на правой,

На нос, волосы и ушки.           потом на левой руке, начиная с больших пальцев.

На живот, коленки, спинку.

На кусты и на тропинку.

Тихо бабушка сказала:             Разводят руками, пожимают плечами.

«Лето красное настало…»

6. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части? (Замок, зонт, большую и маленькую буквы Зз). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить замок и зонт. Выполняйте задание.

Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву З в воздухе.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как  я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Теперь каждый из вас выполнит задание на различение звуков [з] и [з’] в своей тетради. Посмотрите на нижнюю часть соседней страницы. Обведите картинку, в названии ко-ой есть звук [з], синим карандашом, а картинку со звуком [з’] – зеленым карандашом.

Дети выполняют задание.

7. Упражнение «Разноцветные флажки».                                                           С помощью флажков вы покажете мне, как умеете различать звуки [з] - [з’].

Услышав звук [з], поднимайте синий флажок, услышав звук [з’], поднимаете зеленый флажок.

Цепочка слов: замок, забор, бульдозер, возить, железный, забивать, разравнивать, зубы, козел. Дети поднимают соответствующие флажки.

8. Упражнение «Волшебный цветок».

Педагог достает цветок с разноцветными лепестками.

У меня есть волшебный цветок. Оторвите по одному лепестку, переверните их и прочитайте слова.  (…). Пройдите к доске и составьте предложения из этих слов.

Дети составляют предложение. Педагог добавляет знаки препинания.

Прочитайте предложение.  (…). Очень хорошо. Молодцы.

9. Упражнение  «Выложи схему».

Давайте сосчитаем слова в составленном нами предложении и выложим его схему. Перечислите слова по порядку. (…). Каждое слово на схеме мы будем обозначать вот такой полоской. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Кроме того, в нашем предложении первое слово – это имя, значит, мы возьмем вот такую полоску «с трубой». Для остальных слов – обычные полоски. Не забудьте про «.» и «,». Они вот на таких фишках. Составляйте схему.

Дети выкладывают схему.

Молодцы! Разберите схему.

                                                     

10. Игровое упражнение «Эхо».

Поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слог или слово со звуком [с], а вы будете заменять звук [с] на звук [з].

Материал: са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи, коса-коза, суп-зуб, Сима – зима.  

11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...