Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство со звуком [м]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Речевое развитие". Раздел: «Звуковая культура речи» Тема: «Знакомство со звуком М.» Возрастная группа: старшая логопедическая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zkr.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • познакомить с буквой М;
  • познакомить с понятием «согласный звук», дифференцировать его с гласными звуками;
  • закрепить навыки четкого произношения  звука м  на материале слогов, слов;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие: учить выделять звук из потока звуков, в слогах;
  • развивать умение определять наличие и место звука в слове (начало, конец);
  • развивать  логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику;
  • стимулировать речевую активность детей.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать  учебные навыки детей: поднимать руку при желании ответить, внимательно слушать педагога и детей;

 

Оборудование: 

  • магнитная доска;
  • индивидуальные зеркала;
  • карточки для определения позиции звука в слове;
  • условные обозначения согласных звуков;
  • изображения букв А, У, О, И, М,  
  • контурное изображение буквы М;
  • семена, бусины, счетные палочки

Ход занятия:

1.Организационный момент

Педагог:

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете и как занимаетесь. Давайте посмотрим на них, улыбнемся и начнем.

Фонопедическое упражнение

«Дили – дили – колокольчики звонили»

(Дети садятся за стол.)

2.Упражнение «Угадай звук»

Педагог: 

- Мы уже знаем несколько звуков. Я произнесу их сейчас, а вы по моим губам догадайтесь, какой звук я произнесла.

(Педагог беззвучно произносит звуки а, у, о, и, по ходу выкладывая на доске буквенные обозначения этих звуков. А дети называют их.)

- Какие это звуки?

Дети: 

- Гласные.

Педагог:

- Почему мы их так называем?

Дети:

- Эти звуки можно пропеть голосом. Язык при произношении не встречает преграды.

3.Знакомство со звуком

Педагог: 

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, но чтобы узнать его, послушайте стихотворение:

Мышка мыла мылом нос.

Мыла уши, мыла хвост.

Мыла так, что стала белой.

И от счастья мыло съела.

Педагог: 

 - Какой звук часто встречается в словах этого стихотворения?

Дети: 

- Звук м.

Педагог: 

- Сегодня мы познакомимся со звуком м. Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у меня рот, когда я произношу этот звук?

Дети: 

- Нет, закрыт.

Педагог:

- Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук).

- Наши губы смыкаются. Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает?

Дети: - Губы.

Педагог: 

- А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.

(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м).

Дети: 

- Не получается.

Педагог:

- Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду,  называются согласными. Звук м – согласный. Согласные звуки обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное обозначение согласного звука).

4.Упражнение «Не ошибись»

Педагог:

- Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки и слоги. Если вы услышите звук м – поднимите синюю карточку:

- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м

- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им

5.Упражнение «Закончи слово»

Педагог:

- Послушайте следующее задание: я начну говорить слово, а вы его заканчивайте-добавляйте в конце звук м. Например: я говорю СО...,а вы добавляйте -М. Какое слово получилось?

Дети: - Сом.

Педагог:

 - ДО..., КО..., ШУ..., ДЫ..., КРЕ..., ГНО...

6.Физкультминутка

В старом дереве дупло:

это домик буквы О.

Рядом с нею на суку

примостилась буква У.

В гости к нам издалека

прибежала буква А.

На спине у воробья

прилетела буква Я.

Буквы стали веселиться:

и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

то похлопают в ладошки.

То присядут, отдохнут.  

То опять плясать начнут.

7. Упражнение «Определи место звука в слове»

(Педагог раздает карточки для определения позиции звука в слове , предметные картинки- мышка, мыло, муха, морковь, дом, сом, гном, дым и синие квадраты)

 - Давайте найдем место звука м в слове

8. Упражнение для расслабления мышц органов артикуляции

Педагог: 

- Возьмите зеркала. Выполним массаж язычка.

Язычок погладим ласково губами.

А затем постукаем бережно губами.

Язычок погладим ласково зубами.

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково зубами.

А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

- Чувствуете, как понравился язычку массаж? Теперь он готов слушаться и делать так, как вы ему скажите.

9. Пальчиковая гимнастика

Педагог:

- Наши пальчики будут здороваться:

Ма – мо – му – мы

Мо – му – мы – ма

Му – мы – ма – мо

Мы – ма – мо – му

10. Упражнение «Нарисуй букву М»

Педагог: 

- Перед вами листы с буквой М. Нужно раскрасить эту букву семенами или счетными палочками.

10 Итог

Педагог: 

- С каким звуком  мы сегодня познакомились?

- Охарактеризуйте его.

- Какие упражнения выполняли?

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)

Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.Задачи:Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.Развивающие зад...

Конспект организованной образовательной деятельности Дифференциация звуков [Л] и [Л’].

Дифференциация звуков  [Л] и [Л’].(индивидуальное занятие)...