"Звук [и] и буква Ии"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Занятие по обучению грамоте "Звук [и] и буква Ии" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ii.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква Ии»

     Образовательные задачи. Буква Ии и звук [и]. Формирование умения находить новую букву И среди других букв. Совершенствование навыка слияния АОУИ, ОУИА....

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координация речи с движением, творческого воображения.

Оборудование. Игрушка лошадка, палочки, магнитные буквы, ведёрко, ”Мой букварь”, рабочая тетрадь по числу детей, цветные и простые карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приглашает детей к столикам. Организует приветствие.

Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит слово, ко-ое начинается со звука [и]. (Игры. Искра. Ива. Ира). Молодцы!

  1. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].

Педагог ставит на столе игрушечную лошадку.

Сегодня к нам на занятия прискакала лошадка. Какой она умеет петь звук? (звук [и]). Давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.

Вспомните, что вы знаете о звуке [и]. (Он гласный. Его можно петь). Верно. И мы обозначает его красным кружком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, ко-ая обозначает гласный звук [и].

  1. Знакомство с буквой И. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог помещает на доску объемную букву И.

Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит? (Из 3). Какие это палочки? (Две длинных и одна короткая). Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо и снизу вверх.

Педагог раздает детям контейнеры с палочками.

Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета? (Буква Ии - гласная). Правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].

Дети складывают новую букву.

Молодцы! Вы сложили букву Ии, а теперь уберите палочки.

Педагог убирает палочки и раздает детям открытые буквари.

Посмотрите на буквы Ии в левом верхнем углу страницы. Одна из них большая, а др. маленькая. Они красного цвета. Под ними нарисован красный кружок, ко-ый обозначает гласный звук [и].

  1. Упражнение «Слушайте внимательно». Развитие фонематического восприятия.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, ко-ое написано рядом с буквами Ии, а вы рассмотрите картинку.

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]? (Ира, Игорем, играли, игрушки). Молодцы! Вы услышали все слова, ко-ые начинаются с гласного звука [и].

  1. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, внимания, фонематических представлений.

Педагог показывает каждому ребенку картинку, по ко-ой будет проводиться работа.

А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия ко-ых тоже начинаются с этого звука. (Ива, игры). Посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово. (…) С какого звука начинается это слово? (Со звука [и]). Посмотрите на девочку на скамейке. Её зовут Инна. С какого звука начинается её имя? (Со звука [и]). Под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры. Покажите новую букву в этих словах.

Дети выполняют задание.

  1. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.

Теперь давайте почитаем. На соседней странице в рамке из голубых кружков написано то, что мы будем читать.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: иа, аи, иу, уи, ио, ои.

  1. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.

Педагог раздает детям простые карандаши.

Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши. В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с ко-ой начинается ее название. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами. (Ослика – с буквой О. арбуз – с буквой А. удочку – с ..У. Индюка - .. И). А окуня? (С буквой О). Верно.  Закройте буквари.

  1. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Встаньте, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

Упражнение выполняется 3-4 раза, затем педагог рассыпает на полу буквы.

А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы И, ко-ые найдете на полу.

Дети выполняют задание.

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог приглашает детей за столы, раздает им открытые тетради.

Какую букву вы видите на странице справа? (Это буква Ии). Каким карандашом вы будете ее раскрашивать? (Красным). Почему? (Это гласная буква). Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание.

Какие картинки вы видите на этой странице? (Мы видим индюка и иголки). С какого звука начинаются из названия? (Со звука [и]). Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется. Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, …?(Желтым). А вы, мальчики? (….). заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.

  1. . Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

С какой буквой вы сегодня познакомились? (…).  Какая это буква? (…). Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И? (…). Какие слова на звук [и] вы запомнили? (…). Что мы делали на занятии? (…).

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...