Конспект организованной образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране звуков» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Алёхина Марина Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности

«Приключения в сказочной стране звуков»

(подготовительная к школе группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_murashova_m.v.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Приключения в сказочной стране звуков»

(подготовительная к школе группа)

Интеграция образовательных областей – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа – подготовительная к школе

Тема: «Приключения в сказочной стране звуков»

Цель: обобщить и систематизировать у детей знания по подготовке к обучению грамматике.

Образовательные задачи:

-Закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твёрдых, мягких)

-Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки

- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги)

Развивающие задачи: 

-Развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, фонематический слух

-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения

-развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание помочь сказочным героям

- Расширять коммуникативные способности детей

-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям

Предшествующая деятельность:

-знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками

-знакомство со звуко - буквенным анализом слова

-деление слов на слоги

-составление из слов предложения 

Материалы и оборудования:   интерактивная доска, ноутбук, проектор, карточки со звуковыми схемами, набор деревянных фишек красного, зеленого, синего цвета, медали  «Озорные грамотеи» - 12 шт.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ, игра.

Организационный момент:

  • Настроить детей на участие на организованную образовательную деятельность:

упражнение на создание эмоционального настроя;

  • Мотивационный настрой: проблемная ситуация «Помоги героям сказочной страны звуков».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Проводит игры и упражнения для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта

Дети приветствуют гостей.

Дети называют ласково свои имена.

-Давайте! А кто это звонит?

Дети просматривают видеообращение героя.

Дети включаются в занятие добровольно,   стремления быть вместе со всеми.

-Да, давайте поможем!

-Давайте поедем!

Дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»

Дети выполняют движения.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

-Посмотрите в окошко! Пришла весна, как ярко светит солнышко и радует нас своими теплыми лучиками!

Давайте пожелаем всем доброго утра!

Доброе утро тебе, доброе утро мне,

Доброе утро гостям, доброе утро всем нам!

Ребята, а теперь возьмёмся за руки и встанем в круг:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

с кем бы здесь мне подружиться?

Я, Марина Васильевна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя ласково зовут?

-Ребята, какие вы молодцы! От этих ласковых слов мы зарядились веселым и отличным настроением!

-Ребята, вы слышите, кто же это нам звонит? Как интересно! Давайте ответим на звонок!

-Алло! Здравствуйте!

-Здравствуйте, ребята! Это, я, Незнайка...

-Здравствуй, Незнайка! Как у тебя дела? А почему ты такой грустный? Случилось что?

-Эх…Случилось… В волшебной стране звуков все хотят научиться читать, и я тоже очень хочу! Я пытался  выложить звуки по картинкам, но совсем перепутал все звуки, мягкие и твердые согласные… Прилетайте скорее к нам в страну звуков и помогите мне и моим друзьям во всем разобраться! Я вас очень жду!

-Дети, давайте поможем Незнайке и его друзьям из сказочной страны справиться с заданиями и научиться читать? Поедим в волшебную страну?

Становитесь в ровный круг. Сейчас мы отправимся в путешествие на поезде в волшебную страну звуков!

-Дети, посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются.

- Поехали!

Вот поезд наш едет-едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Скорей выходите! Вот и оказались мы в волшебной стране звуков!

 Педагог создает ситуацию для обозначения  цели и задач занятия

В кабинете раздается звонок по системе Скайп.

Воспитатель включает презентацию с видеозаписью на ноутбуке.

Воспитатель ведет диалог с Незнайкой.

(слайд 1)

Основная часть организованной образовательной деятельности:

 Методы проведения: беседа, показ действий с комментариями, устная инструкция.

Практическая деятельность детей: работа с интерактивной доской, работа со звуковыми схемами.

Способы снижения утомляемости детей: сюрпризный момент, физкультминутка «Поезд».

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети просматривают видеообращение героя.

Дети садятся за столы.

Дети проявляют интерес.

-Берёза.

-Бе-рё-за.

-Гласных 3 и согласных 3.

-Есть и мягкие и твёрдые. Твердая согласная «з», а мягкие «бь» и «рь», потому что с ними рядом стоят мягкие гласные «е» и «ё».

Отвечают на вопросы.

Дети выкладывают фишки на схемы, проговаривая про себя каждый звук в слове по порядку.

Дети по порядку озвучивают звуки, поясняя, почему именно такого цвета фишку они положили на место того или иного звука.

-На картинке изображены – лебеди.

-Ле-бе-ди.

-В этом слове гласных звуков 3 и согласных 3.

-Здесь все согласные мягкие!

-«Ль», «Бь», «Дь». Рядом с ними стоят мягкие гласные – «е» и «и».

Отвечают на вопросы.

Дети выкладывают фишками звуки на схемах.

Дети по порядку озвучивают звуки, поясняя, почему именно такого цвета фишку они положили на место того или иного звука.

Отвечают на вопросы.

-Это клюшка!

-Клюш-ка.

-Гласных в этом слове 2, а согласных 4!

-Есть и мягкие и твердые. Мягких согласный звук один «ль», потому что с ним рядом стоит гласный звук «ю». А твердых согласных 3 – «к», «ш», и снова «к».

Дети выкладывают фишки на схемах.

Дети по порядку озвучивают звуки, поясняя, почему именно такого цвета фишку они положили на место того или иного звука.

-Пальто!

-Паль-то.

-Гласных 2, а согласных 3.

-Гласных 2,а согласных 4!

-4!

-3! Нет!

Отвечают на вопросы.

Твердых 2, а мягкий 1 – «ль».

Дети выкладывают звуки фишками на схемах.

Дети по порядку озвучивают звуки, поясняя, почему именно такого цвета фишку они положили на место того или иного звука.

-Когда около согласного звука стоит мягкий знак или гласная я, ю, и, е, ё, согласная становится мягкой! Запомни, Незнайка!

-Да! Хотим!

-Едем, скорее!

-Поехали!

Дети выполняют движения.

Дети садятся.

Дети просматривают видеообращение героя.

Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми

-Да!

Дети по очереди выходят к интерактивной доске, прикосновением руки выполняют задания в игре, выбирая по просьбе героев только тот зефир для постройки дома, в котором слова начинаются с мягкого согласного звука и переносят его в корзинку. Как только корзина заполнится зефиром, дом будет построен.

-Да, это сетка, первый звук «сь» и вечер, в этом слове первый звук «вь».

-Потому что перед этими согласными стоит мягкий гласный звук «е».

-Да!

-Слово «день» подходит, у него первый звук мягкий «дь».

-Верно!

-Мне кажется, слово «месяц» тоже подойдет, в нем первый  звук «мь», потому что рядом стоит мягкий согласный звук «е».

-Да!

-Остались! Слово «веник» и «кефир».

- Звуки «вь» и «кь», потому что рядом с ними по соседству стоит мягкий согласный звук «е».

Дети встают в круг и выполняют движения.

Дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Ту-ту-ту-ту»

Есть! Здесь спрятались слова: балет, кусок, сила, гиря, дятел, ветер, заяц, тигр, гора.

 -Я нашла слово «сила», там первый звук мягкий «сь», и слово «гиря», там тоже мягкий звук «гь».

-Потому что рядом стоит звук «и» и он мягкий.

-Я нашел слово «дятел», там первый звук мягкий «дь».

-Нашел слова «ветер» и «тигр».

-В слове ветер первый звук «вь»,а в слове «тигр» - «ть».

-Да! Хотим!

-Давайте!

Дети выполняют движеие.

-Да!!!!!

Дети повторяют слова и движения.

Дети садятся.

Дети просматривают видеообращение героя.

-Да, хотим!

-Можно, мне?

-Ко-ро-ва. Слово «Корова» получилось!

-Верно.

-Нет, только твердые.

-Нет, вот здесь надо добавить вот этот слог.

-Ма-ши-на! Слово «Машина» вышло! Есть! «Шь», это звук стоит около мягкого согласного звука «и».

-Ми-мо-за.  «Получилось слово «Мимоза»!

-Да, правильно!

-Есть! «Мь», потому что она стоит рядом с мягким гласным «и».

-Затрудняюсь..

-Ма-ли-на.

-Малина!

-Есть, звук «ль», потому что она стоит по соседству с мягкой гласной «и».

Ребенок выходит к доске и прикосновением выстраивает из трех слогов слово.

Дети проверяют правильность выполнения.

-Незнайка, а вот и мы, как мы можем тебе помочь? Расскажи! Нам очень интересно! 

-Ребята, помогите мне заполнить звуковые схемы по картинкам и расскажите, какие согласные в этих словах твердые, а какие мягкие! Я совсем все перепутал!

-Вот они!

-Ребята, давайте присядем за столы и поможем Незнайке.

-Ребята, давайте посмотри первую картинку, что изображено на ней?

-Правильно, береза. А теперь давайте проговорим это слово по слогам. Сколько гласных звуков в этом слове? А сколько согласных?

-А есть твердые или мягкие согласные звуки в этом слове? Какие?

-Молодцы! А теперь давайте попробуем выложить эти звуки по порядку на звуковых схемах при помощи цветных деревянных фишек.

Напонимаю, что красного цвета фишки обозначают гласный звук, синий твердый согласный, а зеленый мягкий согласный.

-Незнайка, давай узнаем у детей, что у них получилось!

-Молодцы, правильно выложили.

-Давайте теперь посмотрим на вторую картинку?

-Ребята, что на ней изображено?

-Правильно, лебеди.

-Давайте разделим это слово по слогам. Сколько гласных звуков в этом слове? А сколько согласных?

-А есть твердые или мягкие согласные звуки в этом слове? Какие?

-Молодцы! Теперь попробуйте выложить это слово фишками.

-Давайте проверим!

 

-Давайте теперь посмотрим на третью картинку?

-Ребята, что на ней изображено?

-Правильно!

 Давайте разделим это слово по слогам. А сколько гласных звуков в этом слове? А сколько согласных?

-А мягкие согласные звуки в этом слове есть? Какие?

-Молодцы! Теперь попробуйте выложить это слово фишками.

-Давайте проверим! Молодцы!

-Давайте теперь посмотрим на четвертую картинку?

-Ребята, что на ней изображено? Пропойте это слово по слогам. Сколько гласных звуков в этом слове? А сколько согласных?

-А как же будет правильно? Сколько букв согласных в этом слове? Верно!

-А сколько у нас согласных? Можем ли мы «ь» считать за звук? Правильно! Он только делает согласный звук мягким, с которым стоит по соседству?

-А сколько твердых согласных в этом слове? А мягких согласных звуков?

-Давайте это слово тоже выложим фишками в звуковых схемах.

-Проверим, что у вас получилось! Все правильно! Ребята, расскажите Незнайке, почему твердые согласные могут превратиться в мягкие!

-Спасибо, ребята, я все понял! Вы мне очень помогли! Но в этой стране не только мне одному нужна помощь! Помогите моей подруге Миланье, она живет на станции «Сладкоежкино»!  Счастливого пути!

-Ребята, хотите помочь друзьям Незнайки?

-Тогда отправляемся в путь? Вставайте на ножки! Выходите и становитесь в круг. Сейчас мы отправимся в путешествие на поезде в волшебную страну звуков!

- Ну что, поехали!

Вот поезд наш едет-едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чух, чух, чух, чух!»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Скорей выходите! Вот и оказались мы на станции «Сладкоежкино»!

-Ребята присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

-Здравствуйте, ребята! Нам очень нужна ваша помощь! У нас разрушился домик, он был из зефира! Постройте домик только из тех сладостей, в которых скрылись слова с мягким звуком в начале. Сыграйте в игру «Сладкий дом» и помогите нам!

-Дети хотите сыграть в игру и помочь сладкоежкам?

-Начинаем игру! У нас появились первые 4 зефира со словами: холод, сетка, вечер, собака.

-Маша, выходи к доске и выбери зефир, в котором есть слова с первым мягким согласным звуком. Есть такие слова?

 

-Ребята правильно Маша определила звук?

А почему он мягкий? Правильно!

-Ребята вы согласны?

-Посмотрите, у нас на экране теперь появилось 6 штук зефира с разными словами: запах, день, месяц, кубик, веник, кефир. Есть ли среди этих слов, те, у которых первый звук мягкий?

-Саша, выходи, покажи! Ребята, как вы считаете, Саша, верно, выбрал слово? Верно!

-Арина, пойди ты выбери слово.

-Дети, вы согласны?

-Илья, Соня выходите и посмотрите, остались ли там еще подводящие слова?

-Молодец Илья. Соня, скажи, а какой в этих словах мягкий звук? Правильно! Присаживайтесь!

-Как интересно! А теперь у нас еще больше появилось зефира! Аж 9 штук! Давайте их проверим, какие в них спрятались слова.

-Вика, Саша, выходите! Есть тут подходящий зефир со словами для постройки?

-А почему вы выбрали именно эти слова?

-Вадим и Антон, попробуйте и вы!

-Правильно.

-А ты Антон, нашел подходящее слово?

-Ребята, а какие первые звуки у этих слов? Они мягкие или твердые?

-Ребята, какие вы молодцы! Нажимайте скорее на корзинку с зефиром и домик построится!

-Спасибо ребята, что смогли построить мне домик! Вы всё правильно выполнили и справились с заданиями! Мы теперь запомнили, какие звуки твердые, а какие   мягкие, спасибо вам! Поезжайте скорее дальше! На станции «Сказочная» тоже требуется ваша помощь! Там живет Баба Яга, она там и грустит и рыдает, и что ей делать, совсем не знает! Поезжайте!

-Дети, хотите помочь Бабе Яге?

-Только сначала  давайте поиграем с нашими глазками. Повторяйте за мной!

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Зажмурился я – и соседа уж нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Открою глаза – и сосед мой на месте.

Зарядку для глаз выполняем все вместе.

-Ну что, теперь отправляемся в путь? Вставайте на ножки! Выходите и становитесь в круг. Сейчас мы отправимся в путешествие на поезде по волшебной стране звуков!

-Дети, посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются.

- Поехали!

Вот поезд наш едет-едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Ту-ту-ту-ту!»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Скорей выходите! Вот и оказались мы на станции «Сказочная»!

-Ребята присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

-Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь! На моей избушке есть много слов, но они рассыпались на слоги, и  я никак не могу их собрать. Помогите мне! Сыграйте со мной в игру «Слоговые домики»! Сначала слоги надо прочитать, а затем составить из них слова.

-Дети, поможем бабе Яге? Тогда выходите по одному к доске и постарайтесь из трех слогов составить слово.

-Вика, выходи попробуй прочитать слоги и составить слово.

-Ребята, все верно получилось у Вики?

-Вика, а в этом слове есть мягкие согласные?

-Молодец.

-Маша, выходи в доске!

-Молодец! А в этом слове есть мягкие согласные?

-Илья, попробуй ты!

-Ребята, все правильно получилось? Верно слово составлено?

-Илья, а в этом слове есть мягкие согласные? Назови какие?

-Антон, попробуй ты!

Сания, выходи, помоги собрать слово!

-Антон, какое слово у вас получилось? А  есть в этом слове мягкие согласные звуки? Какие? Молодцы дети!

-Дети, давайте посмотрим все верно получилось?

-Какие же вы молодцы! Спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли! Теперь я знаю, как правильно составить слово из слогов.

-Приезжайте к нам еще в гости! Мы вам будем очень рады! До свидания!

На экране появляются 4 картинки, с помощью которых необходимо заполнить звуковые схемы.

(слайд 2)

1 картинка.

Включение презентации. Картинка увеличивается на весь экран.

(слайд 3)

2 картинка.

Пролистывание презентации. Картинка увеличивается на весь экран.

(слайд 4)

3 картинка.

Пролистывание презентации. Картинка увеличивается на весь экран.

(слайд 5)

4 картинка.

Пролистывание презентации. Картинка увеличивается на весь экран.

(слайд 6)

Подключается интерактивная доска.

Включается видео.

-На экране появляются два героя: Карамельный Джо и Зефирная Миланья.

Включается интерактивная игра «Сладкий дом».

На интерактивной доске появляются большое количество зефира, в которых скрылись различные слова с мягким и твердым согласным в начале слова.

Педагог оказывает помощь,  детям, которые в ней нуждаются.

Включается видео.

-На экране появляется Баба Яга.

Включается интерактивная игра «Слоговые домики».

На интерактивной доске появляются избушка бабы Яги на которой находятся слова разбитые на слоги, их необходимо прочесть и собрать в слова.

Педагог оказывает помощь,  детям, которые в ней нуждаются.

Педагог оказывает помощь,  детям, которые в ней нуждаются.

Заключительная часть занятия:

  • Рефлексия
  • Поощрение за выполненную работу.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети прогнозируют результат, оценивает свои действия

Дети по очереди подходят к доске и перемещают цветы из корзинок на поляну.

Маша отвечает, что у нее не получилось, какие трудности испытывала.

-А теперь домой!

-Поехали!

Дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Ту-ту-ту-ту»

Выполняют движения.

Понравилось ли вам наше сказочное приключение?

Что вам больше всего запомнилось? Чем занимались? Что было трудным? Что больше всего запомнилось?

Пока мы с вами путешествовали по сказочной стране звуков, даже не заметили, как очутились  на красивой зеленой полянке, но она совсем пустая. Давайте наклеим на нее цветочки.

Если вы справились, и вам было легко работать, то  прикрепите на полянку красный цветочек. А если вы были неуверенны, и были сложности на занятии, желтый цветочек.

-Маша, а почему ты прикрепила на полянку желтый цветочек? Что у тебя не получилось?

Вот и закончились наши сказочные приключения. Ребята нам пора возвращаться  в детский сад.

-Ну что ребята, пора нам отправляться назад, домой! Вставайте на ножки! Выходите и становитесь в круг. Сейчас мы поедем домой!

-Дети, посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются.

- Поехали!

Вот поезд наш едет-едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чух, чух, чух, чух!»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Скорей выходите! Вот и оказались мы дома!

Ребята, Незнайка со своими друзьями  приготовили  вам очень интересные игры, которые  хранится на этом диске.  На следующем занятии мы обязательно в них поиграем!

Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия: дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка

На интерактивной доске открывается изображение зеленой полянки с двумя корзинам с цветами.

Педагог благодарит детей за помощь и интересное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: «Незнайка в детском саду» /подготовительная к школе группа/

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы. Использовался конспект на проведении открытого занятия. В конспекте используются несколько областей.Интеграция образовательных областе...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познаком...

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком».

Конспект открытого просмотра организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие с Колобком»....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...