Звук [и] и буква Ии
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Звук [и] и буква Ии

Цель:  учить детей анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; совершенствовать умение детей в образование множественного числа  существительных с окончанием –и; работать с лексическим значением слов.

Оборудование: Картинки, панно букв.

Ход занятия

I  1.Воспитатель рассказывает историю, выделяя (слегка протягивая) голосом звук [и].

- Я расскажу вам про двух друзей- товарищей. Мальчики И-и-и- горь и Ти-и-и-ма сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и» - выводила она свои трели. Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к иве. На нижней ветке сидела желтая птичка – иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука.

- Как пела иволга? (И-и-и). Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубу сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [и] – гласный.

II.1. – Какие слова со звуком [и] вы запомнили?

(Возможны наводящие вопросы воспитателя.) Педагог особенно хвалит за слова, в которых звук [и] находится в начале слова в безударной позиции, в середине и конце слова.

   2. Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов (дать полный ответ).

Ива – это растение; иволга – это птица; изгородь – это забор; Игорь – это имя; свитер – это одежда.

3. – Игорь умел играть на дудочке. Он взял ее и сыграл такую песенку: аиу (а-а-а-и-и-и-у-у-у).Тима захотел повторить ее. Он понял, что песенка, загибая пальцы.) Первый – [а], второй – [у]. Разобрав эту пв единственном есенку, Игорь правильно ее исполнил.

Воспитатель предлагает детям работать следующие песенки (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат).

Иау (и-и-и-а-а-а-у-у-у)

Ауи (а-а-а-у-у-у-и-и-и)

Уиа (у-у-у-и-и-и-а-а-а)

4. Образование множественного числа существительных с окончанием –и-

- Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

III. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Ии . Буква заселяют на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира № 4.

2. Аналитико – ситетическая деятельность.

IV. Игра «Скакалка».

Цель: тренировать большие пальцы рук.

- У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалки). Вот так.

Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты (с напряжением) и ими проводятся круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, затем в другую. Игра сопровождается четверостишием.

Прыгать Ирочке не лень,

Скачет Ирочка весь день,

Да и ночью бы скакала,

Но скакалочка устала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по литературе. Звук [и] и буква Ии

Цель:  учить детей анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; совершенствовать умение детей в образование множественного числа  существительных с окончанием –и; работать с лексическим значением слов.

Оборудование: Картинки, панно букв.

Ход занятия

I  1.Воспитатель рассказывает историю, выделяя (слегка протягивая) голосом звук [и].

- Я расскажу вам про двух друзей- товарищей. Мальчики И-и-и- горь и Ти-и-и-ма сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и» - выводила она свои трели. Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к иве. На нижней ветке сидела желтая птичка – иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука.

- Как пела иволга? (И-и-и). Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубу сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [и] – гласный.

II.1. – Какие слова со звуком [и] вы запомнили?

(Возможны наводящие вопросы воспитателя.) Педагог особенно хвалит за слова, в которых звук [и] находится в начале слова в безударной позиции, в середине и конце слова.

   2. Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов (дать полный ответ).

Ива – это растение; иволга – это птица; изгородь – это забор; Игорь – это имя; свитер – это одежда.

3. – Игорь умел играть на дудочке. Он взял ее и сыграл такую песенку: аиу (а-а-а-и-и-и-у-у-у).Тима захотел повторить ее. Он понял, что песенка, загибая пальцы.) Первый – [а], второй – [у]. Разобрав эту пв единственном есенку, Игорь правильно ее исполнил.

Воспитатель предлагает детям работать следующие песенки (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат).

Иау (и-и-и-а-а-а-у-у-у)

Ауи (а-а-а-у-у-у-и-и-и)

Уиа (у-у-у-и-и-и-а-а-а)

4. Образование множественного числа существительных с окончанием –и-

- Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

III. 1. Знакомство с буквой.

Педагог показывает карточку с изображением буквы Ии . Буква заселяют на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира № 4.

2. Аналитико – ситетическая деятельность.

IV. Игра «Скакалка».

Цель: тренировать большие пальцы рук.

- У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалки). Вот так.

Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты (с напряжением) и ими проводятся круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, затем в другую. Игра сопровождается четверостишием.

Прыгать Ирочке не лень,

Скачет Ирочка весь день,

Да и ночью бы скакала,

Но скакалочка устала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...