Звук [н] и буква Нн .
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Занятие по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы "Звук [н] и буква Нн " (Нищева Н.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_n.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Нн».

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование  синтаксической стороны речи(составление сложноподчинённых  предложений). Совершенствование навыка чтения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, общих речевых навыков.                                

Оборудование: Магнитная доска, конверты с плоскостными частями одежды, плоскостное изображение мальчика, клетчатого шарфа, карточка со звуковой схемой, 8 карточек для игры в домино, средний мяч, картонный цветок с разноцветными лепестками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие осязания, тактильной чувствительности, навыков звукового анализа.

Педагог встречает детей с «волшебным» мешочком и предлагает по очереди опустить руку в него и достать фигурку.

Сейчас вы по очереди нащупаете в мешочке фигурку, попробуйте угадать, кто или что это, а потом достанете фигурку и определите первый и последний звуки в ее названии. Начинайте свой ответ со слов: «У меня …». (У меня утка. Первый звук [у], а последний – [а] и т.п.).Отлично! вы справились с трудным заданием. А еще сегодня мы познакомимся с новой буквой.

  1. Рассказывание логопедом стихотворения. Развитие речевого слуха, фонематических представлений.

Педагог кладет перед каждым ребенком открытый букварь.

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Нос в веснушках у Наташки,

Наша Ната – первоклашка.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?(Нос, Наташки, наша, Ната.) правильно, а в каком еще слове есть звук [н]?(Веснушки ). Верно.

  1. Упражнение «Поднимем сигнал». Развитие фонематического восприятия.

Педагог предлагает закрыть буквари.

Произнесите звук [н]. почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнести звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, гласный или согласный звук? (Это согласный звук. Его нельзя петь.) Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]? (Синим  кружком). Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от др. звуков.

Педагог раздает детям разноцветные флажки.

Я буду говорить, а вы будете поднимать флажок, если услышите звук [н].

Педагог произносит цепочку звуков, слогов, слов: «Н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан». Дети поднимают флажки.

Отлично. Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Что получится? » формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [н]. Что получится? (Ан) Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким – звук [н]? (Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [н] – синий.)

Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.

Если я произнесу [о], потом – [н], что получится? (Он). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [н], потом –[ у], что получится?

(Ну). Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Отлично. Разберите схему. Если произнесу [на], потом – [та], что получится? (Ната). Молодцы. Давайте разделим имя девочки на слоги. Произнесите слово и протопайте слоговой рисунок этого слова.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

Вспомните имена детей, в ко-ых тоже по два слога.

Дети подбирают имена, состоящие из 2 слогов. Педагог оценивает их работу.

  1. Работа по букварю. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых и двусложных слов из открытых слогов.

Педагог убирает флажки и предлагает детям открыть буквари.

Посмотрите на страницу с лева. Вы видите букву Нн. Почему она синего цвета? (Она согласная). Верно. Из скольких палочек она состоит? (Из 3) Правильно. А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия ко-ых начинаются со звука [н]. (Нож, ножницы, носок). А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы.  Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, ко-ую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке. (Ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни). Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова. (Он, она, они, нота, Ната, Нина). Посмотрите, как выглядит нота. Это знак записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой. (Нота). А теперь посмотрите на др. картинку. Мы видим 2-х девочек. Давайте прочитаем, что там написано. (Тут Ната и Нина). Молодцы! Вы прочитали предложение. В предложении целых 4 слова: Тут, Ната, и, Нина. Видите, слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, ко-ые на ней есть.

  1. Подвижная игра  «Козочка». Координация речи с движением, развитие подражательности, творческого воображения.

  Я козочка Ме-ке-ке,                            Идут по кругу, взявшись за руки.

 Я гуляю на лужке.

 Острые рожки,                                  Показывают «рожки».

  Тоненькие ножки.                                Прыгают на двух ногах.

  На самой макушке –                        Делают «ушки» из ладошек.

 Бархатные ушки.

 Язык полотняный,                           Показывают язык «лопатой».

  Хвостик конопляный …                 Рукой показывают хвостик.

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование  навыка печатания.

Педагог раздает детям рабочие тетради, ставит на столики контейнеры  с простыми и цветными карандашами.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Нн. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? (Синим). Почему? (Буква Н – согл.). Выполняете задание.

Дети выполняют задание. Педагог следит за их осанкой.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради? (Ноты, ножницы, нарцисс). Я очень рада, что вы запомнили слова нарцисс, нота. С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [н]). Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я «пишу» её в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

Затем дети «пишут» новую букву в воздухе.

Посмотрите, как я напишу её на доске.

Педагог пишет новую букву на доске.

Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут  строчку буквы Н  в тетради, педагог оказывает им помощь.

  1. Игра «Составь и прочитай». Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с буквой Н.

Педагог раскладывает рядом с доской магнитные буквы.

Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой. Возьми сначала букву Н, Настя, и поставь её на доску. Теперь возьми букву А и поставь её после буквы Н. Прочитай, что получилось. (На). Теперь возьми букву Н, .., и поставь её на доску. Теперь возьми букву У и поставь её после буквы Н. прочитай. (Ну).

Таким же образом каждый ребенок составляет и читает по одному слогу. Аналогично проводится работа по составлению из 2 слогов и чтению слов с новой буквой. Дети составляют и читают слова: нота, Ната, Нина, пони. Можно обратить внимание детей на то, что имена написаны с заглавной буквы.

  1. Игра «Поможем куклам». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах.

Педагог кладёт на стол перед детьми изображение кукол в одежде красного, желтого и зеленого цветов, рассыпает на столе картинки, в названиях ко-ых есть звуки [т],[ п],[ н].в комплекте должно быть хотя бы по одной картинке с каждым из перечисленных звуков в названиях для каждого из детей и несколько лишних картинок (торт, картошка, тапки, туфли, платье, подушечка, лапа, сапожки, корзинка, носочки, сарафан, босоножки, роза, ваза.)

Посмотрите на картинки, ко-ые лежат перед вами. Сейчас вы должны будете выбрать картинки со звуком [т] в названиях и положить их рядом с куклой Таней. Потом вы выберете картинки со звуком [п] в названиях и положить их рядом с куклой Полей. А картинки со звуком [н] вы должны положить рядом с куклой Натой. Будьте внимательны. Здесь есть картинки, ко-ые не подойдут ни одной из кукол.

Дети молча выполняют задание, педагог останавливает игру тогда, когда допущена ошибка. Дети совместными усилиями исправляют ошибку, помогают др. другу.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог убирает атрибуты.

С какой буквой вы сегодня познакомились? (…).  Какая это буква? (…).Какие слова на звук [н] вы запомнили? (…). Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...