Конспекты НОД
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Габдрахимова Зария Халитовна

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Волшебный цветок» в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Волшебный цветок» в старшей группе

Цель: формирование основ первоначальной грамоты через освоение действий моделирования и игровую деятельность.

Задачи:

1 – Развивать представления детей о гласных и согласных звуках, умение дифференцировать звуки по их качественной характеристике.

2 – Закреплять умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3 – Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слова; подбирать слова на заданный звук.

4 – Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

5 – Воспитывать умение работать в малых группах, умение слушать товарища, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : презентация, «волшебный цветок», конверты с заданиями, модели звуков, карточки-схемы, предметные картинки, фишки, картина «зима», книжки-раскраски .

Планируемый результат:  воспитанник, имеющий представление о гласных и согласных звуках; умеющий дифференцировать звуки, делить слова на слоги и определять количество слогов в словах; подбирать слова с заданным звуком; освоивший действие моделирования.

Предварительная работа:  Дидактические игры – «Телеграф», «Найди пару», «Звуковые сигналы», «Молчанка», «Чудесный мешочек».

Словесные игры и упражнения: «Назови слова со звуком…», «Придумай слово», «Кто назовёт больше слов», «Цепочка», «Загадки»

Ход НОД:

                                       Вводная часть (2-3 мин)

Дети входят в группу здороваются с гостями.

-  Ребята, сегодня утром в нашей группе я увидела вот такой цветик – семицветик.

- Почему он так называется? (у него 7 лепестков разного цвета)

- Этот цветок непростой, а волшебный, с сюрпризом, и в конце занятия мы узнаем, что же это за сюрприз.

- А сейчас давайте встанем в круг:

                              Один,2,3,4,5

                              Будем вместе мы опять,

                              Смотреть, слушать, размышлять,

                              Но друг другу не мешать,

                              Внятно, чётко говорить,

                              Не вертеться, не шалить.

                              Дружно за руки возьмёмся

                              И друг другу улыбнёмся

- Ребята, я желаю вам удачи, думаю мы справимся со всеми заданиями.

                               Основная часть (20-25 мин)                            

            Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 – Итак, первый срываем лепесток, и открываем первый конверт. Задание: Внимательно смотрим, чётко и громко произносим слова, выделяя голосом первый звук (на экране картинки на отдельных слайдах)

- Назовите первые звуки в этих словах (на экране все изображения на одном слайде)

- Какие это звуки?

- Что вы можете рассказать о гласных звуках?

- Сколько гласных звуков вы знаете?

- Да, одного гласного звука не хватает. Какого?

- А почему нет картинок со словами, которые начинаются на звук «ы»?

- Назовите слова, в которых есть звук «ы» в середине или в конце слова.

На экране появляются модели гласных звуков.

- Что это?

- Назовите их

- Молодцы! С первым заданием справились.

2 – А теперь срываем второй лепесток, и возьмём конверт с цифрой 2 (Достаю из конверта задание).

Задание: послушайте стихотворение –

         Мы согласные согласны

         Шелестеть, шептать, скрипеть,

         Даже фыркать и шипеть,

         Но не хочется нам петь.

- Вы догадались о чём это стихотворение?

  Вот на доске у нас модели согласных звуков. Расскажите, что вы знаете о них?

-  Посмотрите, какое задание в конверте (достаю два круга, с иэображением животных)

- Как вы думаете, что мы должны сделать?

- Для выполнения этого задания, я вам предлагаю разделиться на две группы.  Садитесь за два стола по четыре  человека.

- Итак, задание для первой группы: выбрать картинки с изображением животных, название которых начинается с мягкого согласного звука, а вторая группа – с согласного твёрдого. Выбранные картинки выделяем с помощью прищепок.

- Задание выполняем дружно, сообща.

- Первая группа назовите животных, которых вы выбрали.

- Вторая группа назовите животных, которых выбрали вы. Почему?

3 – Третий лепесток и конверт с цифрой 3.

Задание: Игра «Будь внимательным»

- Ребята, в этом конверте «звуковые сигналы»

- Что они обозначают?

- Возьмите звуковые сигналы и встаньте в круг.

- Под музыку идём по кругу, танцуем. Но когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. Я назову любой звук, а вы поднимете и покажете сигнал. Будьте внимательны :

      А, Б, И, Ль, О, С….

- Молодцы, поиграли, отдохнули, а теперь срываем следующий сигнал.

4 – Конверт с цифрой 4. Садитесь на ковёр.

Задание: «Слоговая пирамидка»

- Ребята, что обозначают эти схемы (показываю)

- Да мы знаем, что слова делятся на слоги. Послушайте внимательно задание: вам надо выложить на столе пирамидку из картинок, вот такую (показываю на экране схему пирамидки)

- Каждая команда получит по 6 картинок. Нижний ряд пирамидки – это слова из 3-х слогов, средний ряд – из 2-х слогов. Вы догадались, какая картинка будет наверху?

- Делимся на три группы (3, 3, и 2 человека).

- А теперь проверим как вы выполнили задание.

( Если дети ошиблись, предлагаю прохлопать слово)

- Молодцы, ребята!

5 – Срываем пятый лепесток и берём конверт с цифрой 5.

- Задание «Потерялся звук»

- Ребята садитесь на ковер, я вам раздам иллюстрации к сказкам. Вы узнали эти сказки?

- А задание такое – рассмотрите внимательно каждый свою иллюстрацию и назовите слова в которых спрятался звук. Слова произносим так, что бы все отчётливо услышали потерявшийся звук

        К, Р, С, М…

- Молодцы, ребята, вы справились с этим сложным заданием.

- Давайте отдохнём и выполним гимнастику для глаз:

       Встанем дружно по порядку,

       Сделаем для глаз зарядку.

       Ночь. Темно на улице

       Надо нам зажмуриться

       Раз, 2,3,4,5

       Можно глазки открывать.

       А теперь всем вместе нужно

       Поморгать глазами дружно.

       Вправо-влево посмотрите,

       Вниз и вверх все поглядите.

       Отдохнули? Хорошо

       Повторим потом ещё.

6 – Шестой лепесток и конверт с цифрой 6.

Задание: Отгадайте загадку и выполните звуковой анализ слова)

         Раскрыла снежные объятия,

         Деревья все одела в платья,

         Стоит холодная погода,

         Какое это время года?

- Ребята, садимся за столы. Дима, раздай всем ребятам карточки-схемы, Олеся раздай фишки.

_ У доски это задание будет выполнять Римма.

- Сколько слогов в слове «зима»?

- Сколько звуков?

- Какой первый звук? Дайте характеристику звука «зь»

(Аналогично разбираем все звуки)

- Как можно определить количество слогов не прохлопывая, а посмотрев на схему.

- Молодцы, ребята!

              Заключительная часть (2-3 мин)

7 – Ребята, срываем последний седьмой лепесток и берём задание в конверте номер 7

- А в этом конверте подарки для вас – книжки-раскраски с интересными заданиями: обвести по точкам, заштриховать, раскрасить.

- Но это не всё. Давайте перевернём все лепестки по порядку и прочитаем, что там написано.

- Ребята, вы выполнили много заданий, скажите, какое задание было для вас сложным?

- А какое задание вам запомнилось?

- Я хочу вас поблагодарить за хорошую работу, за старание. А если кто-то и ошибался когда выполнял задание, не огорчайтесь. Мы будем заниматься, и вы ещё многое узнаете, многому научитесь.

- Ааарбуз, ооослик, ууулитка, иииндюк, эээксковатор

- а, о, у, и, э

- гласные

(Дети рассказывают о гласных звуках)

- 6, а здесь только 5

- Ы

- Нет слов, которые начинаются на звук «ы»

(Дети называют слова со звуком «ы» в середине или конце слова)

- Модели гласных звуков

(Дети называют звуки по моделям)

- О согласных звуках

(Дети рассказывают о согласных звуках)

(Дети высказывают о своих предположениях)

(Дети делятся на две группы)

(Дети выполняют задание по группам)

- тигр, леопард и т.д.

- волк, собака и т.д.

- Потому что первый звук в этих словах – согласный твёрдый.

- Гласные, согласные твёрдые и согласные мягкие.

(дети выполняют задание)

- Это слоги, один слог, два слога и три слога.

- Слово, в котором один слог.

(Дети выполняют задание)

 Дети называют сказки: Колобок, Волк и козлята, Жихарка, Волк и Лиса и т. д.

(Дети называют слова)

(Выполняем гимнастику для глаз)

- Зима

- два слога

- четыре звука

- звук «зь» - согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой.

- Сколько гласных звуков, столько и слогов.

Дети читают слово «МОЛОДЦЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....