"Звук и буква Мм"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Мм" (по Н.В. Нищевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_m.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Мм».

     Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство с буквой.

Формирование умения находить  букву «М»  среди других букв.

Чтение слогов. Формирование представления о предложении.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координация речи с движением, творческого воображения.

Оборудование: Рабочая тетрадь №3 по числу детей, цветные и простые карандаши, магнитные буквы, синие шары.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог приглашает детей к столикам, организует приветствие.

Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся др. другу. Посмотрите на картинки, ко-ые лежат перед вами. Назовите их.(Сом. Дом. Гном. Ком.) какой звук слышится в конце каждого из этих слов? (Звук [м]). Верно. Садитесь.

  1. Игра «Подними шарик».

Педагог убирает картинки.

Еще раз произнесите звук [м].Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный? (Согласный). Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] – согласный. Каким флажком мы будем его обозначать? (Синим). Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].

Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н,, и, м, т, м, о, м , у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка».

Дети поднимают синие флажки.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Кто скорее?»

А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

А, м. Что получилось? (Ам). Верно. Получи фишку. У, м. (Ум). Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.

Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех? (У…). Молодец, …Давайте похлопаем ему.

  1. Работа по букварю.                                                                 Педагог предлагает детям открыть буквари.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

В каких словах этого стихотворения есть звук [м]? (Мама, Машенькой, малину). Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко-ых начинаются со звука [м]. (Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое). Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены? (нужно взять 4 палочки, 2 длинных и 2 коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз.) А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке. (Ам. Ум. Ом. Им. Ма. Му. Мо. Ми. Мама. Тома. Тима. Пума.) Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают? (Это мама и дети. Они пришли а зоопарк. Они смотрят на пуму.) Давайте прочитаем, что написано под картинкой. (Тут мама, Тима и Тома. Там пума.) Верно. Вы снова прочитали предложения. Первое предложение: «Тут мама, Тима и Тома». Второе предложение: «Там пума». Вы видите, что слова в предложениях написаны раздельно. Первое слово в предложениях написано с большой буквы. В конце каждого предложения стоит точка.

Дети закрывают буквари.

  1. Подвижная игра «Когда дождик плачет».                         Дождик, дождик, кап-кап-кап             Выполняют упражнение «Пальчики здоро-

По траве, по крыше.                             ваются», начиная с больших пальцев, заканчивая

Дождик, дождик, кап-кап-кап,             михинцами, а потом в обратном направлении

Как стучишь ты, слышу.                      и так до окончания текста.

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

В синей луже мячик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Почему ты плачешь?

  1. Упражнение «Найди букву».

Педагог рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.

Найдите все буквы М и сложите их в корзиночку.

Дети выполняют задание.

Вы собрали все буквы. Молодцы!

  1. Работа в тетради.                                                                              Педагог раздает детям рабочие тетради, ставит на столики контейнеры  с простыми и цветными карандашами.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Мм. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы.  Каким карандашом вы их раскрасите и почему? (Синим. Это согласная буква.).

Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? (Мышку, морковку и машину). Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо. 

А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я «пишу» её в воздухе.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

Затем дети «пишут» новую букву в воздухе.

Посмотрите, как я напишу её на доске. Сначала я напишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом еще одну длинную сверху вниз.

Педагог пишет новую букву на доске.

Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут  строчку буквы М  в тетради, педагог оказывает им помощь.

  1. Игра «Парочки».                                                                                     Дети упражняются в выделении начальных и конечных звуков из слов.
  2.       Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

С какой буквой вы сегодня познакомились? (…).  Что вы о ней знаете? (…). Какие слова на звук [м] вы запомнили? (…). Из скольких элементов состоит эта буква? (…). Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....