Звук и буква Е
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект по обучению грамоте по знакомству со звуком и буквой е в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bukva_e.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 «Речевое развитие»

Тема «Звук Е»

в подготовительной группе

Подготовила  воспитатель

Дмитренко Елена Борисовна

г. Когалым

2018 года

Цель:познакомить детей с новым гласным звуком Е.

Программные задачи:

  • Закрепление понятия «гласный звук».
  • Знакомство со звуком И.
  • Развивать у детей умение выделять заданный гласный звук из потока гласных звуков.
  • Учить определять положение звука в начале, в середине и в конце слова.
  • Учить детей делить слова на слоги.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  • Упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
  • Упражнять в употреблениисуществительных в родительном падеже множественного числа.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

Предварительная работа:выполнение графических диктантов, определение положения звука А и У в словах.

Словарная работа:активизировать в словаре детей слова – гласный звук.

Материал и оборудование:предметные картинки;  карточки  для обозначения звуков и составления схем, индивидуальные зеркала, «ягоды», разрезная рыбка для определения положения звука в словах.

Методы и приемы: игра «У кого – кто?», отгадывание загадки, игра «Поймай звук», игра на развитие общей моторики «На водопой», игра «Назови слова», массаж лица, игра «Где услышали звук Е?», упражнение для глаз, упражнение в произнесении чистоговорки, игра на развитие мелкой моторики «Собери ежевику».

Содержание НОД:

I часть.

 Дети стоят вокруг педагога.

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие  звуки мы учили на прошлом занятии?

Дети: Звуки а, у.

Воспитатель: Вы помните, какие это звуки?  

Дети: Гласные.

Воспитатель: Почему они называются гласные звуки?  

Дети: Потому что их  можно пропеть голосом.

Воспитатель: У меня для вас есть очень интересная игра.

Игра «У кого—кто?

Выставляются картинки животных и их детенышей.

Воспитатель: Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок) .                  А это ? (Зайчата.)                        

У волчицы—… (волчонок) .                 А это ? (Волчата.)      

У лосихи—… (лосенок).                       А это ? (Лосята.)                        

У медведицы—… (медвежонок).         А это ? (Медвежата.)                        

У ежихи—… (ежонок).                         А это ? (Ежата.)                        

У волчицы—… (волчонок).                  А это ? (Волчата.)                        

У лисицы—… (лисенок).                      А это ? (Лисята.)

II часть.

Воспитатель: К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…

Дети:Енот.

Воспитатель: Правильно, Енот.Разделите слово ЕНОТ  на слоги. Назовите первый слог.

      Дети называют.

Воспитатель: Назовите второй слог.

Дети называют.

Воспитатель: Рассмотрите схему. Прочитайте первый и второй слог.Воспитатель: Давайте пропоём песенку звука «Е».

Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

Воспитатель: Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

    Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э].  Если букваЕ стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее  прямоугольником зелено-красного цвета.Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

                 к

з

Воспитатель: А сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком Е.

 Воспитатель читает сказку из книги Волина «Учимся играя».

Дети называют слова на заданный звук, которые встречаются в сказке.

Игра «Поймай звук».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук Е.

   И-а-е-у-а-и-е-о-у-е-а-и-е-ы…

Игра на  развитие общей моторики «На водопой».

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой        

Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слонёнок

Топают

За мамой - лисицей крался лисёнок

Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок

Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок    

Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата

Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Имитируют лакание

Массаж лица.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с воспитателем. Сначала воспитатель проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

                                    Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

Воспитатель: А сейчас игра «Где услышали звук Е?»

Игра «Где услышали звук Е?»

Воспитатель называют слова, дети показывают одну из частей разрезной рыбки.

Игра «Эхо».

Воспитатель: Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении воспитатель  утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя  (А-а-а)

Качаю…( У-у-у)

Твоё (О-о-о)

Упражнение для глаз.

Воспитатель: Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Дети:Сова.

Сова летит,

Поморгать глазами.

Глазами вертит,

Обвести  глазами круг.

К нам подлетает

Посмотреть на нос.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

Упражнение в произнесении чистоговорки.

Воспитатель: Произнесите чистоговорку о енотах.

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

Игра на развитие мелкой моторики «Собери ежевику».

     Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря  их большим  и указательным  пальцами, затем большим  и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

III часть.

Итог и анализ НОД.

Воспитатель: Какие задания выполняли?

Воспитатель: С каким звуком сегодня познакомились?

Воспитатель:  В какие игры играли?

Воспитатель:  Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....