"Музыкальная грамота"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Львова Екатерина Александровна

Образовательная программа "Музыкальная грамота". для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_gramota.docx58.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа «Музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность. Введение в учебные программы предмета «Музыкальная грамота» является необходимым и своевременным.

Очевидно, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого человека, и, как правило, чем раньше начинается общение ребенка с музыкой, тем более высоких результатов можно ожидать в его интеллектуальном, творческом, духовном развитии в дальнейшем.

Данная программа имеет своей целью, с одной стороны, накопление первоначальных теоретических сведений, обретение навыков и умений в соответствии с возрастом, и с другой, гораздо более важной, создание своеобразного «фундамента» для формирования общей и музыкальной культуры ребенка. «Музыкальная грамота» на протяжении всего обучения, и особенно на начальном этапе, несет ответственность за процесс осознанного знакомства ребенка с Музыкой, погружения в мир Музыки, поскольку является по природе своей комплексной – теоретической и практической дисциплиной. Именно на занятиях «Музыкальной грамоты» происходит формирование сначала общих представлений о музыкальном языке, а затем осознание этих представлений уже в виде теоретических понятий, выраженных соответствующими терминами. При этом в силу особенностей раннего возраста, все, с чем соприкасается ребенок на занятиях, все, что попадает в поле его внимания в этом возрасте, прочно оседает в памяти на многие десятилетия, формирует музыкальный и художественный вкус, совершенствует его духовный мир.

Для того чтобы было проще и легче детям осознать непростой и нелегкий язык Музыки, музыкальная деятельность детей раннего возраста на занятиях «Музыкальной грамоты»  должна быть именно деятельностью – активной практикой, позволяющей поучаствовать в возникновении Музыки, побывать «внутри» Музыки, «рассмотреть» все составляющие ее стороны. И, конечно, точкой отсчета для этого процесса должны стать первоначальные знания детей об окружающем мире, а привлечение понятных и любимых образов из сказок, мира природы, бытовой среды, значительно ускорит и облегчит понимание «сложных» теоретических понятий.

Новизна программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что в учебно-тематический план включены новые темы; изменены формулировки, порядок и методика изучения тем; более логично и детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами; разделы «Сольфеджирование и пение с листа» и «Вокально-интонационные навыки» объединены, так как имеют одни методические задачи; список рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены (в них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время). Кроме того, программа позволяет варьировать содержание изучаемого материала в зависимости от уровня способностей обучающихся.

Актуальность программы

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной программы направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях  мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке.  Разделы данной программы  позволяют на практике осуществить  и проверить свои теоретические познания.

            Педагогическая целесообразность программы

   

 Педагогическая целесообразность программы «Музыкальная грамота» обусловлена  своей нацеленностью на общее, гармоничное психическое,  духовное и физическое развитие детей.  Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

-создание условий для развития личности ребенка

-развитие мотиваций к познанию и творчеству

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

-реализацию задач музыкально воспитания и обучения

-развитие художественных интересов и вкусов

Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает

творческий подходи гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала;

возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в

программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и

практических умений.

                                                                                                                                                          Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

    Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи программы:

1.Развивать музыкальные способности: ладовый слух, чувство ритма.

2.Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3.Обучить и освоить ряд музыкальных терминов: темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т.д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5.Воспитание музыкальной культуры.

    Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

       

             Отличительные особенности программы

  В данной программе представлены рациональные пути и подходы к организации занятий в музыкальном кружке «Музыкальная грамота» в интересной и доступной форме, например в форме сказки или игры. 

Особенностью данной программы является то, что

- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания;

— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: музыки, литературы, элементы ритмики, изобразительного искусства,

— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;

— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;

— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании, пении музыкальных произведений;

— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.

Сроки реализации программы

Программа ориентирована на детей 6-7 лет (подготовительная группа детского сада) без специальной подготовки, и рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся  один раз в неделю (32 часа в год)

Продолжительность одного занятия:  30 минут

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:        

- групповая

- подгрупповая

- индивидуально-групповая

- индивидуальная

Формы занятий:

- непосредственная образовательная деятельность

- самостоятельная деятельность детей

- творческая деятельность  детей

- занятия – сказки

- занятия – игры

 - обобщающее открытое занятие.

Методы обучения:

- наглядный (вовлекающий показ, демонстрация иллюстративного материала);

-  вербальный (объяснение, беседа);

-  практический (совместная, самостоятельная, творческая деятельность);

- ИКТ

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач. Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

По окончанию курса «Музыкальная грамоты»  обучающийся должен знать: 

· основные музыкальные понятия,

· средства музыкальной выразительности,

. элементы строения музыкальных произведений,

· стили, жанры танцевального искусства,

уметь:

· определять общий характер и образный строй произведения;

· узнавать тембры музыкальных инструментов;

· знать основы музыкальной грамоты;

· анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.

-исполнять несложные попевки на инструменте.

Примерные требования на итоговом уроке в конце обучения:

1.Записать схемой (кружочками) ритмический рисунок выученной песенки («Конь»

Потапенко).

2.Спеть эту песенку на слоги.

3.Определить на слух количество сыгранных преподавателям звуков и правильно

определить (звук, интервал, аккорд). Определить направление движения попевки и

повторить ее на слоги, показывая движение рукой.

4.Прослушать и проанализировать 2 фрагмента (Вальс си минор Шуберт). Найти различия и сходства.

Мониторинг развития детей.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «грамота» являются:

 текущий контроль успеваемости учащихся,

 промежуточная аттестация,

 итоговая аттестация.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль – это основная форма учета успеваемости. Каждый урок проводится устный опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Промежуточный контроль - контрольный урок в игровой форме в конце первого учебного полугодия.

Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения, во втором полугодии, в игровой форме. В результате определяется общий уровень подготовленности всей группы и каждого ученика отдельно.

Виды и содержание контроля:

-устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы

– пение выученных мелодий, вокальных упражнений, слуховой анализ прослушанных пьесок с определением музыкально-выразительных средств;

- самостоятельные письменные задания

- запись схемой ритмического рисунка мелодии или стихотворения;

- «конкурсные» творческие задания (на лучший рассказ о прослушанном музыкальном произведении, лучшее исполнение и т. д.).

Карта диагностики уровня развития ребёнка

Ф.И. ребёнка

Параметры

Итого-

вый

резуль-

тат

1

2

3

4

5

6

7

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

Параметры оценки

Устойчивый интерес к музицированию

Знание названий музыкальных и шумовых инструментов  и характер их звучания

Умение играть мелодии в ансамбле

Владение простейшими приёмами игры на детских муз. инструментах

Способность точно воспроизводить  заданный ритм, темп, динамику

Умение выкладывать ритмический

рисунок

Знание музыкальной терминологии, грамоты: ноты, ключи, нотный стан, длительности, динамика

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная  5-балльная система оценок.

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ

Оценка 5 (отлично) - чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное тактирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) - недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в или тактировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) - ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

Контрольные требования на разных этапах обучения.

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

записывать схемой ритмический рисунок мелодии соответствующей трудности,

петь со словами и на слоги разученные мелодии,

определять на слух что звучит: звук, интервал или аккорд; мажорное или минорное наклонение; направление движения мелодии; высоту регистра;

элементарно анализировать услышанную музыкальную пьесу, используя полученные теоретические знания;

знать необходимую пройденную терминологию.

Учебно-тематический план и содержание  работы по программе «Музыкальная грамота»

                                        Тема 1 –е полугодие

Количество часов

1

Музыка и музыкальные инструменты. Звуки: высокие, низкие, средние. Регистры

2

2

Выразительность в музыке. Звуки длинные и короткие (ТА, ТА-ТИ)

2

3

Три «кита» в музыке. Марш. Три различных темпа: медленный, умеренный, быстрый. Ритмические упражнения

2

4

Мелодия и сопровождение. Доля-пульс в четных размерах. Ритмические упражнения

2

5

Три «кита» в музыке. Танец. Движение звуков в мелодии

2

6

Нотный стан. Нота «соль». Запись мелодии схематично (кружочки). Ритмические упражнения. Динамические оттенки: громко и тихо. Музыкальные прописи

2

7

Нота «ми». Запись мелодии схематично (кружочки). Ритмические упражнения. Динамические оттенки: не очень громко и не очень тихо. Музыкальные прописи

2

8

Что такое ансамбль. Музыкальные прописи. Ритмические упражнения.

1

9

Занятие - обобщение

1


                                        Тема 2 –е полугодие

Количество часов

1

Что такое «звук», «интервал», «аккорд». Доля-пульс в размере ¾. Три кита в музыке: песня. Музыкальные прописи

2

2

Что такое «оркестр». Русские народные инструменты. Нота «фа»

2

3

Что такое «симфонический оркестр». Инструменты. Нота «ля»

2

4

Что такое инструментальная и вокальная музыка. Мажор и минор. Музыкальные прописи. Фортепиано.

1

5

Ритм: четверти и восьмые. Ритмические упражнения.

Музыкальные прописи. Орган –старинный инструмент.

2

6

Ритм: половинная. Ритмические упражнения. Музыкальные

прописи. Клавесин.

2

7

Что такое «пауза». Нота «ре». Музыкальные прописи.

Ритмические упражнения. Фортепиано.

2

8

Нота «си». Музыкальные прописи. Ритмические упражнения.

Фортепиано.

1

9

Нота «до». Музыкальные прописи. Ритмические упражнения.

1

10

Занятие- обобщение

1

Всего занятий в год

32 часа

I полугодие

1. Музыка и музыкальные инструменты. Звуки: высокие, низкие, средние. Регистры.

Занятие 1.

Что такое «музыка». На чем можно исполнять музыку? Разнообразие

музыкальных инструментов, их различия. П.Чайковский, «Песня жаворонка»,

«Осень».М.Глинка «Полька»

Звуки высокие, низкие, средние.

Занятие 2.

Игра на определение высоты звука. Ребиков «Медведь», Майкапар «Мотылек»,

Римский -Корсаков «Белка», А.Руббах «Воробей».

Регистры: высокий, низкий, средний.

«Дроздок», «Барабан» - разучивание.

2. Выразительность в музыке. Звуки длинные и короткие (ТА, ТА-ТИ).

Занятие 1.

П.Чайковский «Полька», А.Спендиарова «Колыбельная».

Длинные и короткие звуки. Ритмослоги( «Барабан», «Конь»)

Ритмизация слов.

Занятие 2.

Е.Голубева «Дождь», Н.Римский-Корсаков «Океан- море синее»

В.Калинников «Тень-тень».

Разучивание «Белые гуси», пение с ритмослогами.

3. Три «кита» в музыке. Марш. Три различных темпа: медленный, умеренный,

быстрый. Ритмические упражнения.

Занятие.

А.Гедике «Марш», А.Новиков «Учил Суворов», П.Чайковский «Французская

песенка», Гедике «Этюд». Ритмизация «Загадка».

Разучивание «Петушок». Ритмизация.

Занятие 2.

Ф.Шуберт «Марш No4», Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Разучивание «Сорока». Ритмизация. Определение регистра.

4.Мелодия и сопровождение. Доля- пульс в четных размерах. Ритмические

упражнения.

Занятие 1.

М.Красев «Веселые гуси». Ритмизация.

Ритмизация «Загадка» Ф.Шуберт «Лендлер», «Мазурка» Определение регистра.

Повтор выученных песен. Пение с пульсацией.

Занятие 2.

Разучивание «Барабанщик». Ритмизация.«Берёзка»-слушание, анализ изменения темпа.

Определение регистра.

Повтор выученных песен. Пение с пульсацией.

5. Три «кита» в музыке. Танец. Движение звуков в мелодии.

Занятие 1.

В.Ребиков «Чешская народная песня», Ф.Шуберт «Вальс No11»

Разучивание «Пчелка». Ритмизация.

Определение регистра.

Занятие 2.

М.Мусоргский «Гопак», Ф.Шуберт «Экосез».

Повтор выученных песен. Пение с пульсацией.

6. Нотный стан. Нота «соль». Запись мелодии схематично (кружочки). Ритмические

упражнения. Динамические оттенки: громко и тихо. Музыкальные прописи.

Занятие 1.

Повтор выученных песен. Пение с пульсацией.

Запись ритмического рисунка «Пчелка», «Барабан».

П.Чайковский «Сладкая греза». Майкапар «Эхо в горах».

Разучивание «Часы». Работа над динамикой. Ритмизация.

Музыкальные прописи.

Занятие 2.

П.Чайковский «Камаринская»(Детский альбом).

Разучивание «Пастушок и коровы». Ритмизация.

Игра в оркестре.

Музыкальные прописи.

7. Нота «ми». Запись мелодии схематично (кружочки). Ритмические упражнения.

Динамические оттенки: не очень громко и не очень тихо. Музыкальные прописи.

Занятие 1.

Бетховен «Весело-грустно».

Разучивание «Цыплята». Ритмизация. Запись ритмического рисунка.

Игра в оркестре.

Музыкальные прописи.

Занятие 2.

Книппер «Полюшко-поле».

Разучивание «Сорока». Ритмизация. Запись ритмического рисунка. Игра в оркестре.

Музыкальные прописи.

Определение высоты регистра, направления движения мелодии.

8.Что такое ансамбль. Музыкальные прописи. Ритмические упражнения.

Занятие 1.

Кабалевский «Клоуны» . Гайдн «Квартет».

Повтор пройденных песен. Ритмизация. Игра в оркестре.

Музыкальные прописи

9.Занятие –обобщение.

II полугодие

1.Что такое «звук», «интервал», «аккорд». Доля-пульс в размере ¾. Три кита в

музыке: песня. Музыкальные прописи.

Занятие 1.

Бах «Менуэт» соль Мажор.

Звук-интервал –аккорд.

Разучивание «Зайчик».

Ритмизация. Запись ритмического рисунка.

Музыкальные прописи.

Занятие 2.

Шуман «Смелый наездник»,

«Веселый крестьянин», «Первая утрата».

Разучивание «Курочка». Пульсация на ¾.

Ритмизация.

Музыкальные прописи.

2. Что такое «оркестр». Русские народные инструменты. Нота «фа».

Занятие 1.

История оркестра. Русские народные инструменты

(балалайка, домра). Их звучание.

Разучивание «Козлик». Пульсация.

Определение на слух(звук, интервал, аккорд).

Игра в оркестре.

Занятие 2.

Знакомство с гуслями, баяном. Их звучание.

«Козлик» -повтор.

Ритмизация. Запись ритмического рисунка.

Музыкальные прописи.

3.Что такое «симфонический оркестр». Инструменты. Нота «ля».

Занятие 1.

Знакомство со струнно-смычковыми инструментами. Их звучание. Роль в оркестре. Римский-Корсаков «Шехеразада» (фрагмент)

Разучивание «Перепелочка». Пульсация.

Музыкальные прописи.

Занятие 2.

Знакомство с духовыми и ударными инструментами. Их звучание. Гайдн

Симфония No103 (фрагмент)

«Перепелочка» -повтор, ритмизация. Запись ритма.

Игра в оркестре.

4.Что такое инструментальная и вокальная музыка. Мажор и минор. Музыкальные

прописи.

Занятие 1.

Различие вокальной и инструментальной музыки. Калинников «Тень-

тень» (повтор), пульсация. Запись ритмического рисунка.

Римский-Корсаков «Песня Леля»(«Снегурочка»)

Музыкальные прописи.

5.Ритм: четверти и восьмые. Ритмические упражнения. Музыкальные прописи.

Орган–старинный инструмент.

Занятие 1.

Четверти и восьмые. Разучивание «Мы идём». Пульсация. Ритмослоги.

История органа. Звучание. Бах «Токката и фуга» ре минор.

Занятие 2.

Бах «Хоральная прелюдия».

«Мы идем» -запись ритмического рисунка. Определение на слух .

Музыкальные прописи.

6. Ритм: половинная. Ритмические упражнения. Музыкальные прописи. Клавесин.

Занятие 1.

Разучивание «Колокольчики».

Пульсация.

Ритмизация.

История клавесина. Бах «Прелюдия»

Слуховой анализ.

Игра в оркестре.

Занятие 2.

Бах «Концерт для клавесина с оркестром» (фрагмент)

«Колокольчики»-запись ритмического рисунка. Музыкальные прописи. Слуховой

анализ.

Игра в оркестре.

7.Что такое «пауза». Нота «ре». Музыкальные прописи. Ритмические упражнения.

Фортепиано.

Занятие 1.

История фортепиано. Прокофьев «Дождь и радуга». Шостакович «Гавот».

Гречанинов «Утренняя прогулка»«Кукушка» -разучивание. Пульсация. Ритмослоги.

Пауза –знак молчания в музыке.

Занятие 2.

«Кукушка» -запись ритмического рисунка.

Глинка «Марш Черномора». Чайковский «Марш» («Щелкунчик»)

Игра в оркестре.

8.Нота «си». Музыкальные прописи. Ритмические упражнения. Арфа.

Занятие 1.

Разучивание «Скачет зайчик». Ритмизация. Запись ритма в отрывке песни.

«Латышская народная песня», Гайдн «Анданте»

Музыкальные прописи

9. Нота «до». Музыкальные прописи. Ритмические упражнения. Гитара.

Занятие 1.Сен-Санс «Петухи», «Слон».«Чудак» -разучивание. Пульсация.

Игра в оркестре.

10.Занятие –обобщение.

Интонационные упражнения

Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.

Слуховое осознание чистой интонации.

Пение  песен-упражнений  из  2-3-х  соседних  звуков    с  постепенным  расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги).

Пение несложных секвенций на слоги (вместе и по одному) с аккомпанементом педагога.

Сольфеджирование, пение с листа

Пение выученных песен от разных звуков с аккомпанементом педагога.

Пение по нотам простейших мелодий с тактированием.

Ритмические упражнения

Движения под музыку.

Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговариваниена слоги).

Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и

четверть, четыре восьмые, половинная).

Ритмические фигуры в размере 3/4 (три четверти, половинная и четверть, четверть и

половинная).

Навыки тактирования в размерах 2/4, 3/4.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом

фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур.

Слуховой анализ

Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.

Определение на слух лада (мажор, минор).

Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и

вниз, повторность звуков, скачки).

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.

Музыкальный диктант

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение на слоги.

Запись ритмического рисунка мелодии схематично (кружочками).

Схематичная запись движения мелодической линии.

Творческие  упражнения:

Допевание мелодии  до  устойчивого  звука

(игра: Вопрос – ответ).

Рисунки к песням, музыкальным произведениям.

Материально-техническое обеспечение программы

(перечень оборудования к программе):

1.Музыкально-дидактические игры, упражнения, в том числе авторские, используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах(в том числе фортепиано).

2.Фланелеграф -при разучивании песен, при обучении игре на детских

музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.

3.Магнитная доска-знакомство с нотами

4.Комплекс дыхательной гимнастики Чарели –при работе над песней.

5.Комплекс артикуляционной гимнастики В.А. Емельянова.

6.Комплекс пальчиковой гимнастики помогает детям отдохнуть,

расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.

7.Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.

8.Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах.

9.Сборники песен, попевок.

10.Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных инструментах.

11.Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -фонограммы используются на

занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности.

12.Ноутбук –презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Список литературы:

1.Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.- СПб.:Музыкальная палитра, 2015

2. Т.Э.Тютюнникова«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2015

3.В.А.Шейн «Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 6-7 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2015

4.Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2

-7 лет. –М.» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –96 с.

5.Музыкальное развитие дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. –М.: ТЦ Сфера,

2015. –160 с. (Конструктор образовательной программы).

6.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –3-е

изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –368 с.

7.Поддубная Е. А. Музыкальные пальчиковые игры / Е. А. Поддубная. –Изд. 5-е.

–Ростов н/Д: Феникс, 2015. –39 с. –(Школа развития).

8.Радынова

О. П. Музыкальные шедевры: настроения, чувства в музыке. –2-е изд., перераб.

–М.: ТЦ Сфера, 2014. –208 с. (1)

9.Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных з

аведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. –Дубна: Феникс+,

2014. –332 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников музыкальной грамоте.

Методическая разработка. Обучение музыкальной грамоте детей младшей, средней , старшей групп....

Статья по теме «Обучение детей музыкальной грамоте»

Музыкальные занятия объединяют такие виды музыкальной деятельности, как пение, слушание музыки, развитие музыкального слуха, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструме...

Презентация по музыкальной грамоте "Где живут нотки"

Вот пятиэтажный дом,Жили-были ноты в нем.Разрешите их представить,По порядочку расставить....

Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Знакомство с музыкальной грамотой"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Знакомство с музыкальной грамотой"...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах....