Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква "М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект содержит алгоритм проведения занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_m.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

                    ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

                                                      «ЗВУК И БУКВА «М»

                                                  Подготовительная группа  

Цели:

  • уточнение знаний о звуках [М], [М'];
  • упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
  • знакомство с буквами М, м;
  • учить читать обратные и прямые слоги;
  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого  сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

                                                         Ход занятия:

I Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

(Медвежонок ). Это девочка, зовут её Мила.

Воспитатель: Медвежонок Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

Воспитатель: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)

Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

Дети: А, О, У, Ы, Э, Л.

Воспитатель: Они какие?

Дети: А, О, У, Ы, Э – гласные, Л –согласный.

Воспитатель: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)

Воспитатель: Сколько их? ( Два.)  Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)

III. Усвоение нового материала:

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

                     Пьёт бензин, как молоко,

                     Может бегать далеко.

                     Возит грузы и людей.

                     Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

(показывается машина – игрушка)

Воспитатель: Прыг – скок, прыг – скок,

                     Разыгрался колобок,

                     Выше Ани скачет

                     Наш весёлый …  (Мячик.)

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Машина, мяч.)

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина- [М].  Мммяч-[М']

Воспитатель: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2. Уточнение артикуляции звука.

Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

 А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

Воспитатель: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Воспитатель:  А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает?  (Губы.)

3. Характеристика звуков.

Воспитатель: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)

Воспитатель: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

 Значит звуки [М] и [М'] какие? (Звонкие.)

Воспитатель: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)

Воспитатель: Вот посмотрите на наших Звуковичков. У синего Звуковичка какая картинка?  (Машина.)  Какой первый звук в этом слове? ( [М]) А так как машина у синего Звуковичка, значит звук [М] какой? (Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)

Воспитатель: А у зеленого Звуковичка, что нарисовано на картинке?  (Мяч.)

 Какой первый звук? ( [М']) Он какой : твердый или мягкий? (Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)

Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки  [М] и [М'] какие?  (Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)

4) Игры на развитие фонематического слуха

Воспитатель: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий».  У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.

( Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)

Воспитатель: А теперь вы назовите  овощи со звуками М или Мь.(Морковь, помидор.)

Воспитатель: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (Смородина, мандарин, малина, лимон.)

Воспитатель: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»

 Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(Дети берут карточки и цветные квадратики)

Воспитатель: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. 

 

                                      Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики                То по кругу побегут,

Прыгают как мячики.              То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают,                    И давай опять скакать.

Ножками топают.                     Ну никак их не унять!

6. Знакомство с буквами М м .

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и Мь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Воспитатель: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель: Посмотрите на ленту букв. Как здесь написана буква М? (В сине-зелёном квадрате, т.к. она может быть твердой и мягкой, со значком «колокольчик», т.к. М – всегда звонкая).

Воспитатель: А теперь поработаем с вами в тетрадях (Работа в рабочей тетради «От А до Я» Е.В.Колесниковой. )

VI. Итог. Обобщение.

Воспитатель:  Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?

 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...