Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте на тему «Звук [Ф]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мудрогель Анастасия Вадимовна

Расширение представлений о звуке [Ф]; закрепление представлений о твердых согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_og_v_starshey_gruppe_zvuk_f.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации            

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты

1 №-а прогимназия»  муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему «Звук [Ф]»

Воспитатель:

Мудрогель А.В.

Цели: знакомство со звуком [Ф].

Образовательные:

- расширение представлений о звуке [Ф];

- закрепление представлений о твердых согласных, продолжать работу по формированию представлений о слоговом составе слова.

Развивающие:

- развивать связную, доказательную  речь;

- развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать терпеливость и старательность к выполнению самостоятельных заданий.

Словарная работа:

Активизация словаря:

Оборудование: карандаши, буквы разрезной азбуки, контуры, задания «Положение в слове», презентация.

Ход занятия:

Части

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Метод. приемы и указание

Вводная

- Ребята подойдите ко мне, давайте с вами возьмёмся за руки, друг на друга посмотрим и улыбнемся.

- Ребята, вы любите ходить в гости?

-  У кого вы бывали в гостях?

Сегодня на занятии я приглашаю вас отправиться в страну, название которой «Звуки».

- Ребята, в этой стране было два королевства (слайд 1).

Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.

- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки?

- Давайте заглянем в это королевство.

Игра «Не ошибись».

- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты или круги  красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки  [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).

- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.

- Как называются жители этого королевства?

- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? Мягкие согласные?

- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).

Молодцы!

Улыбаемся друг другу.

Да.

Высказываются.

Да!

Красным

Выполняют задание

Согласные

Синим, зеленым

Орг.момент

Мотивация

Актуализация знаний.

Игровое упражнение

2.Основная

- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж (слайд). Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки. Ну, что, попробуем? (слайд 3)

Праздник, праздник у ворот,

Кто встречать его пойдет?

Я, и верный мой дружок –

Красный маленький…

                                       

- Назовите первый звук в слове «флажок»?

- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? Почему?

Твердый или мягкий?

- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме?

Давайте произнесем звук [Ф].

Нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята.

- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]:

Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.                        .

- Путь в королевство открыт! Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает нам вспомнить: звуки мы что делаем?

Но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Буквы мы что делаем?

- Звук [Ф] обозначается буквой Ф. А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф слайд 4).

- На что похожа буква Ф?

Посмотрите, у вас на столах контуры.

- Проведите указательным пальцем по этой букве.

- Я предлагаю вам раскрасить его нужным цветом, каким вы закрасите твердый звук?

Хорошо.

- Ребята, королева хочет показать нам свое королевство. Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту.

Топнем правою ногой,

Топнем левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой.

Перешли мы мост с тобой (слайд 5).

- Ребята, жители королевств были очень дружными, любили играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги.

Игровое упражнение «Что получится»

- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)

Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)

Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)

Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ)

- А теперь из букв разрезной азбуки составьте  слоги (один человек работает у доски с помощью магнитной азбуки):

ФО       УФ       ФА     ИФ

Молодцы!

- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.

- Прочитайте слоги и договорите их до целого слова.

ФИ… (фигура, филин)

ФА… (фары, фартук)

ФО… (фонарь, фонтан).

- В каждом слове у звука Ф есть свое место. В начале, середине и  конце. Перед вами листочки. Вам нужно закрасить синим цветом одну из клеточек в зависимости от положения звука Ф в слове (контролирую выполнение задания)

- Молодцы!

Флажок

Звук  [Ф]

Согласный, ответы детей.

Твердый.

Синим.

Выполняют задание

Слышим и произносим

Видим и пишем

(ответы детей)

Проводят пальцем

Высказывания детей

Топают ногами в с маленьким продвижением в центр.

Образуют слоги ихором произносят

Составляют слоги

Изучение нового материала.

Загадка

Вопросы

Объяснение  и показ артикуляции звука

Задание

Вопросы

Физкультминутка

Закрепление материала.

Задание

Задание

Заключительная

- Ну вот, наше путешествие закончилось. Мне было приятно с вами работать. А вам?

- С каким звуком познакомились?

- Какой это звук: гласный или согласный?

- Что еще вы узнали про этот звук?

- Какие задания вы выполняли сегодня?

- Что особенно вам понравилось сегодня?

- Что было трудно?

- Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями.

И нам понравилось.

Мы познакомились со звуком Ф

Это согласный звук

Перечисляют задания

Высказывают свое мнение о занятии

Подведение итогов

Вопросы

Похвала детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук У"

Это занятие можно проводить как по развитию речи, так и по закрепления цветов на сенсорном развитии. Наглядный материал необходим яркий и красочный для более эмоционального отклика и сосредоточенности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Космические приключения». Подготовительная к школе группа.

Данный конспект является одним из итоговых, по теме космос. Разработан и составлен на онове знаний и умений детей....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....