Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п‘]. Буква «П»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Курачева Анна Васильевна

НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_p_p._bukva_p.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п]. Буква «П»

(для детей подготовительной к школе группе)

Подготовила:

учитель-логопед

Курачева А.В.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п]. Буква «П»

(для детей подготовительной к школе группе)

Цель - познакомить детей со звуками [п], [п] и буквой «П».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • уточнить произношение звуков [п], [пь];
  • уточнить понятие «глухой звук»;
  • учить различать звуки по твердости-мягкости;  
  • учить звуко -буквенному анализу;
  • активизировать и обогащать словарь: звук, слог, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематические процессы:

фонематический слух - выделять звуки из состава слова,

фонематическое восприятие - определение положения звука в слове, фонематические представления – подбирать слова с заданным звуком.

  • развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;
  • развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение контролировать собственную речь;
  • умение слушать собеседника;
  • уважительное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: мяч, предметные картинки, изображения мальчика и девочки (Петя и Поля), синий и зелёный домики, наборы для звукового анализа; тетради с заданиями, карандаши (по количеству детей), карточка с изображением буквы П.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.


Ход НОД

I. Организационный момент

Дети встают в круг. Логопед звенит в колокольчик, приветствие:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Ребята, скажите, с какими звуками мы познакомились на прошлой неделе? (ответы детей)

- Что вы знаете о этих звуках, какие они? Какой буквой обозначаются эти звуки? Чем звуки отличаются от букв? Какие слова с этими звуками вы знаете, назовите? (мяч передают по кругу).

Логопед обращает внимание на изображения мальчика и девочки (Поли и Пети).

 - Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного. И вместе с нами отправятся Поля и Петя.

II. Основная часть.

Логопед: Отвечать мы будем внятно, чтобы было всем понятно. А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

1. Артикуляционная гимнастика

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики, включающий в себя упражнения: «Улыбка» - «Трубочка», «Часики», «Чистим зубки», «Конфетка», «Лошадка».

2.  Знакомство с новой темой

Логопед: У нас сегодня в гостях дети Петя и Поля. С какого звука начинается имя Поля? А Петя?

- Правильно ребята, это звуки [п], [п]. Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими звуками.

3.  Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам

Логопед: При произнесении звука [п] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. [П] – не поётся, значит согласный, твердый, глухой звук.

При произнесении звука [пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. [пۥ] -согласный, мягкий, глухой звук.

 - В каком домике будет жить звук [п]? Почему? А звук [пۥ] в каком? Почему? (ответы детей).

4. Игра «Будь внимателен»  

Логопед: я буду говорить слова со звуками [п], [п]. Когда вы услышите слово со звуком [п], постучите кулаком по столу, а услышав звук [п], погладьте по столу ладонью.

Выделение звуков на слух: парк, путь, пингвин, пень, портфель, пижама, петли, паром, пони, пудель, пистолет, песок, платье.

5. Игра «Подарки для Пети и Поли»

Логопед: вы прекрасно справились с заданием, и я приготовила для вас еще задание: посмотрите вокруг себя и найдите картинки, на которых изображены картинки со звуками [п], [п].

Дети, выбрав картинки, присаживаются на свои места, затем по очереди выходят к доске и определяют какой звук находится в названии картинки ([п], [п]), его местоположение в слове (начало, середина или конец), затем «дарят» картинку Пете - если звук мягкий (помещая картинку в зелёный домик) или Поле – если звук твёрдый (помещая картинку в синий домик).

6. Физминутка «Переменка»

Логопед: Спасибо, ребята. Поля и Петя довольны подарками и приглашают вас немного отдохнуть, на веселую перемену.

Переменка, переменка, переменка!                                                  

(дети стоят в кругу, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь,

(бег на месте)

Танцевать и песни петь,                                                

(выполняют танцевальные движения)

Можно сесть и помолчать,                                          

(приседают на корточки, затихают)

Толь – чур!  Нельзя – скучать!                                    

(вскакивают и прыгают на одной ноге)

        

        7. Звуковой анализ слов

        Логопед: Отлично отдохнули, присаживайтесь. Петя и Поля приготовили для вас еще одно задание (достает картинки из конверта). Они просят, чтобы вы помогли им выложить слова с помощью цветных кружков.

        Первое слово ПУМА. Что означает это слово? (Ответы детей). Пума – это дикое животное из семейства кошачьих. Обитает в Северной и Южной Америке. (Совместный разбор слова)

-  П-пума. Какой первый звук? (звук [п]). Он какой? (согласный, твёрдый)

Каким цветом обозначим? (синим). П-у-у-ума. Какой следующий звук? (звук [у])

Он гласный или согласный? (гласный). Каким цветом обозначим? (красным). Пу-м-м-ма. Какой следующий звук? (звук [м]). Он какой? (согласный, твердый). Каким цветом обозначим? (синим). Пума-а-а. Какой следующий звук? (звук [a]). Сколько всего звуков в слове ПУМА? (4 звука). Сколько гласных звуков? (2). Назовите их ([у], [a]). Сколько согласных? (2). Назовите их ([п, м]).

- Отлично! Ребята, надо выложили цветными кружочками еще одно слово ПИМЫ. Что означает это слово? (Ответы детей).  Пимы  — национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.). Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже — из шкуры со лба оленя).

Дети выполняют задание самостоятельно, затем совместная проверка.

Логопед: П-пимы. Какой первый звук? (звук [п]). Какой это звук? (согласный, мягкий). Каким цветом обозначим? (зелёным). П-и-и-имы. Какой следующий звук? (звук [и]). Он гласный или согласный? (гласный). Каким цветом обозначили? (красным). Пи-м-м-мы. Какой следующий звук? (звук [м]). Он какой? (Согласный, твердый). Каким цветом обозначим? (синим). Пимы-ы-ы. Какой следующий звук? (звук [ы]). Сколько всего звуков в слове ПИМЫ? (4 звука). Сколько гласных звуков? (2). Назовите их ([и], [ы]). Сколько согласных? (2). Назовите их ([п, м]).

- Задание выполнили верно. Скажите, кому отдадим ПИМЫ, Поле или Пете? Почему? А кому ПУМУ? Почему?

8.  Знакомство с буквой П. Соотнесение звука [п] с буквой

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки [п] и [п] обозначаются одной буквой? Кто скажет, что это за буква? А вы знаете, как выглядит буква «П». (помещает на доску букву П).

- На что похожа буква П? (Ответы детей).

На хоккее, на футболе, буква П – ворота в поле.

Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись.

- Ребята, из скольких элементов состоит буква П? (ответы детей: из 3 палочек).

- Какие палочки по размеру? (ответы детей: две длинные и одна короткая.

- Посмотрите, как пишется буква П. (дает образец написания). Давайте напишем букву П в воздухе. И ещё раз. Чем буквы отличаются от звуков? (ответы детей).

- Верно, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

9. Работа в тетрадях

Логопед: Обведите все буквы П. Сколько букв вы обвели? Допишите букву П в тетрадях.

V. Итог НОД

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

           - Скажите, чему вы сегодня научились?

          - Какие задания вы выполняли?

          - Что вам понравилось на занятии?

          - Было ли что-то трудным для вас?

    - На сегодняшнем занятии, вы все были очень внимательны, отлично выполнили все задания. Ребята, вы дружные, умеете слушать и уже готовы отправиться в школу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук У"

Это занятие можно проводить как по развитию речи, так и по закрепления цветов на сенсорном развитии. Наглядный материал необходим яркий и красочный для более эмоционального отклика и сосредоточенности...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте на тему «Звук [Ф]»

Расширение представлений о звуке [Ф]; закрепление представлений о твердых согласных...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"

Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...