Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бердникова Наталья Александровна

Конспект по обучению грамоте "«Работа со звуками [Ж] -[Ш]." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия:: работа со звуками ж-ш

Цель занятия: продолжать учить детей работать со звуками, выделять нужные звуки в словах.

Задачи:

Образовательные: Связная речь: совершенствовать интонационную выразительность речи. Звуковая культура речи: развивать фонематический слух, учить детей дифференцировать на слух звуки [ж], [ш] в словах. Грамматический строй речи: учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками [ж], [ш]. Формирование словаря: упражнять в подборе слов с различными суффиксами.

Развивающие: развивать внимание, фонематический слух, отрабатывать речевое дыхание.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, закрепить правила поведения за столом.

Предварительная работа: дидактические игры «Ассоциации», «Волшебный мешочек», рассматривание картинок с изображением различных предметов.

Оборудование: шишки и желуди по количеству детей в группе, накрытый детский столик с различными предметами сервировки.

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу корзину с шишками и желудями.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

(развитие фонематического слуха)

- Ребята, посмотрите, что лежит у меня в корзине?

- Правильно, это шишки и желуди. Я предлагаю вам взять их из корзины.

Какой первый звук в слове «шишка»?

 А в слове «желудь»?

- Я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Правильные слова». Я буду называть разные слова, если в слове есть звук [ж], вы поднимаете желуди, а если звук [ш] – шишки. Давайте попробуем.

Молодцы, все справились, давайте соберем наши шишки и желуди в корзину.

Ответы детей:

- Это шишки и желуди.

Дети встают в круг.

Ответы детей:

- Звук ш.

- Звук ж.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает, если они затрудняются.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия:

Чтение стихотворения, беседа

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Формирование словаря

Грамматический строй речи

Физ.минутка

Дид.игра Четвертый лишний.

- Ребята, а вы знаете, почему у ослов длинные уши?

- А хотите узнать?

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Р.Х.Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали,

И к вечеру длинными стали.

- Ребята, почему же у ослика такие длинные уши?

- А как мы можем сказать, если уши очень большие?

А если маленькие?

Воспитатель предлагает детям составлять слова, используя различные суффиксы (нога – ножище -  ножка).

- Ребята, давайте определим, сколько в этом стихотворении слов со звуком ж, а сколько со звуком ш.

Воспитатель читает стихотворение еще раз, помогая детям определять слова со звуками ж, ш.

У ослика был день рождения

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали,

И к вечеру длинными стали.

- Ребята, а как вы отмечаете свой день рождения?

- Ослик тоже накрыл стол для своих друзей. Давайте посмотрим, что же он приготовил.

Воспитатель предлагает детям пройти к накрытому столу, на котором лежат различные предметы, в названии которых есть звуки ж, ш (Баклажан, желудь, шишка, шоколад, шашлык).

- Посмотрите, какие столовые приборы лежат на столе.

Ослик приготовил угощения, как вы думаете, кто еще мог прийти в гости к ослику?

- Ребята, а как нужно вести себя в гостях?

Быстро встаньте, улыбнитесь!

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка плечи распрямите ,

Поднимите,  отпустите!

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь!

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

И на месте пробегитесь

Все, достаточно садитесь.

Ребята сейчас мы сыграем в иру. У вас на столах лежат картинки  вы должны выбрать картинку одну со звуком ж.

А теперь со звуком ш.

Ответы детей:

- Чтобы лучше слышать, просто так, для красоты…

- Да!

Ответы детей:

- Его тянули за ушки, ослика поздравляли и оттянули ему ушки…

- Ушища.

- Ушки.

Дети играют в ДИ

Ответы детей:

- Вошли, барашки, ромашки, ушки, лошадки, хрюшки.

- Рождения.

Ответы детей:

- Приглашаем гостей, печем торт, накрываем на стол, играем с друзьями.

Дети встают и проходят к столику.

Ответы детей:

- Ложки, ножи.

- Ослик приготовил желуди для хрюшек.

В гости могли прийти белки, ежик, дети…

- Не баловаться, аккуратно кушать, не разговаривать за столом…

Дети выполняют

Дети выполняют задание.

3.Заключительная часть занятия:

Рефлексия занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами повторили два звука. Какие это звуки?

- Давайте еще раз повторим эти звуки. На что похож звук ш?

Да, он похож на шипение змеи.

А звук ж?

Да, он похож на жужжание жука.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, что вам наиболее запомнилось сегодня на занятии.

Ответы детей:

- Это звуки ж, ш.

- На шипение.

- На жужжание.

Дети участвуют в рефлексии занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...