Обучение грамоте "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лысак Антонина Ивановна

Для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие в страну знаний"26.76 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

 «Путешествия в Страну Знаний»

Открытое занятие

Подготовила и провела воспитатель Лысак А.И.

Дата проведения: апрель 2018 года

п. Лазаревский, 2018 г.

Конспект открытого занятия

По обучению грамоте и развитию речи

В подготовительной группе

по теме: «Путешествия в страну знаний»

Цель:

  1. Знакомить с буквой «Ш»
  2. Учить различать и четко произносить звук «Ш» в слогах, словах и фразах
  3. Упражнять в чтении прямых и обратных слогов
  4. Развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами.

Задачи:

  1. Определять позицию звука «Ш» в слове
  2. Уточнять артикуляцию звука «Ш»
  3. Упражнять в слоговом анализе слов «Игра телеграф»
  4. Учить проговаривать фразы, не пропуская, не переставляя, не заменяя слоги в словах
  5. Выделять голосом гласные звуки и отхлопывать ритмический рисунок каждого слога и фразы в целом: Игра «Грибники».
  6. Упражнять в составлении слов из заданных букв – игра «Гусеница» и «Клоун».

Эмоционально-стимулирующая гимнастика перед занятием «Дружно за руки беритесь».

Дружно за руки берись (встают в хоровод)

Друг за другом повернись

Будем веселиться,

Прыгать и кружиться (хлопают в ладоши, прыгают, кружатся на месте).

Много радостных людей

Добрых, верных нам друзей (сжимают, разжимают кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук)

Всех никак не сосчитать.

Хмуриться не будем,

Про печаль забудем,

Станем улыбаться,

Весело смеяться (Последовательно выполняют мимические и артикуляционные упражнения «Хитрое лицо», «Печальное лицо», «Улыбка», «Заборчик»)

Улетели все печали (Ходят по кругу)

Лица радостными стали!

                                        Ход занятия

Под легкую музыку дети входят в зал и встают лицом к гостям.

Воспитатель:

Сегодня мы отправимся в веселое путешествие, в Страну Знаний, к королеве Грамматике.

На ковер ставят фанерные деревья, грибы. Дети идут под музыку друг за другом: сначала на носочках, потом на пяточках, высоко поднимая колени, приставным шагом. Музыкальное сопровождение меняется дял каждого движения.

Воспитатель:

Вот мы и пришли.

Звучит аудиозапись «Учат в школе» В. Шаинского, открывается занавес. Дети рассматривают дворец Королевы.

Воспитатель:

Как вы думаете, кто здесь живет? Давайте постучим и посмотрим, кто выйдет на стук.

Пока дети воспроизводят звуки, воспитатель надевает на себя корону. На пороге дворца появляется Королева.

Королева:

Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь.

Дети присаживаются на стульчики-пеньки.

 Королева:

Живу я в замке не одна,

А дружною семьею.

Вот звуки  - младшие мои

Помощники веселые.

Пришли сегодня к вам они с моей веселой гусеничкой. Она очень любит с вами играть. Давайте внимательно её послушаем:

Гусеничка:

«Ах, какое мое тельце,

Длинное, атласное.

А на спинке своей

Принесла вам гласные.

Буквы надо показать,

Все их правильно назвать.

И придумать к каждой слово,

У кого оно готово?

Королева:

Дети, а вы знакомы с этими звуками или знаете стихи, в которых они часто встречаются?

Дети:

Да!

Маша:

Учил урок Ульяшка,

Утенок-первоклашка.

Уронил учебник на пол,

Клюв чернилами закапал.

Уработался, устал,

Утром в школу опоздал.

                        Е.В. Колесникова

Андрюша:

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая

Игрушка расписная.

                        Г. Сатир

Мардали:

- Что ведешь, автомашина?

- Всё, что есть на букву «А»:

- Вот арбузы, апельсины,

- Абрикосы и айва.

Дети выходят, называют гласные звуки и слова, начинающиеся на гласную букву.

Королева:

Дети, а какой особенностью обладают гласные звуки? Каким цветом они обозначаются?

Дети:

Их можно пропевать, говорить протяжно. Обозначаются они красным цветом.

Королева:

Молодцы какие вы, ребята! Хорошо знаете гласные звуки. Но в моей Царстве живут еще и согласные звуки. Вы с ними знакомы?

Дети:

Да!

Королева:

Тогда я вам предлагаю поиграть в одну игру, которая называется «Покажи, где твой дружок».

Игра «Покажи, где твой дружок»

Цель: упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов.

В игре участвуют все дети. Воспитатель дает каждому букву большого размера. У одного ребенка это  согласная буква, а у всех остальных – гласные. Воспитатель читает зарифмованное задание:

- Начинается игра,

Собирайся, детвора.

На лесной поляне

Буквы спляшут  с нами.

Буква С (М,П…) вставай в кружок,

Покажи, где твой дружок.

Вы станцуете вдвоем,

А мы песенку споем.

        Ребёнок с согласной буквой выбирает себе пару – ребёнка с гласной буквой. Остальные дети составляют, читают и пропевают прямой и обратные слоги. Затем ребёнок с согласной буквой выбирает другую гласную, а остальные дети составляют и читают слоги.

- Са-Са, Ас-Ас!

- Со-Со, Ос-Ос.

- Су-Су, Ус-Ус и т.д.

Королева:

Молодцы, ребята! Спасибо, садитесь.

А сейчас, ребята, давайте вспомним ещё один согласный звук, с которым мы с вами познакомились на предыдущих занятиях. Для этого мы с вами превратимся в волшебников:

- Абракадабра, сим салабим,

Детей в волшебников превратим!

А наш указательный пальчик превратится в волшебную палочку, со взмахом которой мы будем делать волшебство.

«Я назову предмет большой,

А вы предмет поменьше.

В моих словах звук «Ц» молчит,

А в ваших четко так звучит:

Дерево-деревце,

Блюдо-блюдце,

Колено-коленце

Болото-болотце

Зеркало-зеркальце

Масло-маслице

Дело-дельце

Тело-тельце

Окно-оконце

Одеяло-одеяльце

Платье-платьице.

Молодцы, ребята.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. Послушайте загадку:

«Зима ушла за тридевять земель,

Над лугом загудел мохнатый….» (шмель)

С какого звука начинается слово «шмель»?

Дети:

Со звука «Ш»!

Воспитатель:

К нам в гости пришла кукла Маша. Давайте назовем  ее ласково – Машенька. Какой согласный звук звучит в середине слова?

Дети:

Звук «Ш»

Воспитатель:

Какие еще имена вы знаете со звуком «Ш»?

Дети:

Саша-Сашенька

Паша-Пашенька

Гоша-Гошенька

Гриша-Гришенька.

Воспитатель:

Давайте мы с вами подарим Маше подарки? Но дарить будем только те игрушки, в названии которых есть звук «Ш» (матрешка, шарф, карандаш, лошадка, машина).

Воспитатель:

Где стоит звук «Ш» в этих словах?

Ответы детей

Воспитатель:

А теперь давайте научим Машу произносить этот звук. Для этого возьмите наше зеркальце.

Дети берут перед собой зеркальце.

Воспитатель:

Что делают губы, когда произносят этот звук? (Округляются, делаются как трубочки)

Зубки наши сближены, где находится при этом язычок? (За верхними зубами. Язычок при этом широкий, сворачивается чашечкой. Воздушная струя встречает преграду).

Воспитатель:

Как мы произносим звук «Ш» - с голосом или без голоса?

Дети:

Без голоса.

Воспитатель:

Звук «Ш» всегда твердый, глухой, согласный. Каким цветом мы будем обозначать согласный звук «Ш»?

Дети:

Синим цветом.

Воспитатель:

Придумайте слова, начинающиеся со звука «Ш».

Дети:

Шоколад, школа, шкаф, шарф, шапка, шар.

Воспитатель:

Где стоит звук?

Воспитатель:

А сейчас давайте поиграем с этим звуком в игру «Поймай звук» (дети выходят в круг). Я буду бросать вам звуки, а вы мне обратно – слоги: ш, а-ш, ш,о-шо, ош-ош, ш,ш-у, уш-уш.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, садитесь и послушайте чистоговорку со звуком [ш]. Я вам буду говорить, а вы за мной повторяйте и запомните:

Шили штанишки мишке,

Вышли малы штанишки.

Решили отдать зайчишке,

А ему велики штанишки.

Решили надеть на кошку,

А кошка ушла в окошко!

Кому же мы, ребятишки,

Шили эти штанишки?

Воспитатель:

А теперь кто за мною быстрее повторит…

        Белка шишки шелушила,

        Тут чешуйки накрошила..

Воспитатель:

Дети, вы это время мы с вами говорили со звуком [ш]. Но каждый звук вы знаете обозначается буквой. Я вам расскажу сказку о том, как появилась буква Ш.

Сказка о букве «Ш»

«Гуляла по лесу буква П, нашла она на дорожке палочку, взяла её и стала с ней играть. Покрутила, покрутила и представила себя фокусницей. Взмахнула палочкой, перевернулась в воздухе и превратилась в букву Ш. Но у буквы изменился характер, стала она шумной, шелестела, шуршала, даже шипела иногда. Однако, остальные буквы её любили.

Воспитатель:

А теперь я вас познакомлю с буквой Ш. Эта буква состоит из палочек. На что похожа буква Ш? (на расческу, грабли). Какие буквы можно сделать из буквы Ш? (П,Т, Г). Как пишется буква Ш? (Три палочки пишутся сверху вниз, одна палочка внизу слева направо).

Королева:

Дети, в моей стороне очень много чудес и волшебства. Давайте поиграем с вами веселыми карандашиками. Вот сейчас они превратились в веселых вертушичек. Вот так покрутите их тремя пальчиками.

С пальчиками поиграли, теперь поиграем с глазками:

        Посмотрим далеко (ладонь у лба),

        Посмотрим близко (ладонь к носу)

        Посмотрим высоко,

        Посмотрим низко.

        Раздается стук в дверь и выносится письмо от Грамматея.

Текст письма: «Ваше путешествие по Стране Знаний продолжается. Выполните задания.

Задание 1. Вам нужно в ровном темпе отхлопать и проговорить скороговорку:

По-шли, по-шли, по-е-ха-ли.

За спе-лы-ми о-ре-ха-ми.

За о-ре-ха-ми, гри-ба-ми,

Что ро-дят-ся под ду-ба-ми.

Что рас-тут под клее-на-ми,

Под ли-па-ми зе-лё-ны-ми.»

Подходим к ёлочке, находим еще одно задание.

Задание 2:  (Воспитатель читает задание)

Воспитатель:

Лесная красавица в гости пришла,

На ветках зеленых шары принесла.

Внимательно эти шары рассмотри,

И пары слогов на шарах ты прочти.

         

                       

                                     

                   

Задание 3:  (Воспитатель читает задание)

Воспитатель:

Клоун веселый за лесом живет,

К нему идите – задание найдите.

Задание:

Рады взрослые и дети,

Смехом цирк наполнен,

Потому что на арене

Появился клоун.

Этот клоун непростой,

Он жонглер известный.

Составляет он слова –

Прочти их… Интересно?

                                                                                                     

(Оса, осы, роса, росы, коса,косы)

Воспитатель:

А теперь клоун Клёпа хочет поиграть с вами в интересную игру. Называется она «Телеграф». Правила игры: он называет вам слово, а вы поочередно отстукиваете его ритм. Называете, сколько слогов в слове.

Во-да, ма-ма, ок-но, кро-вать, клум-ба, ма-ши-на, ба-ра-бан, дом, сом, дверь.

Королева:

Спасибо, дети, что Вы посетили мою страну, показали свои знания, мне вы очень понравились. Вы хорошо справились со всеми моими заданиями, и я хочу вас угостить.

Угощение, возвращение домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема «Путешествие в страну знаний»

Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка чтения слов, звукового анализа, слогового анализа. Задачи: активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь ...

Занятие по обучению грамоте. «Путешествие в страну «Знаний»

Цель: 1.Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог,слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная

В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Открытое занятие по обучению грамоте "В страну знаний" в подготовительной группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...

Обучение грамоте Тема: «Страна Знаний»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений.Задачи:Обучающие:совершенствовать умение у детей давать основные хара...