Конспект НОД
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лайкам Ольга Васильевна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

На тему:«Приключение Мальвины в стране обучение грамоте»

Интеграция образовательных областей«Коммуникация»

Цель: закрепить знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

«Коммуникация»

- продолжать разбирать звуковой анализ слов;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звука;

- учить подбирать слова на заданный звук;

- развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами;

- развивать логическое мышление, сообразительность;

- закрепить умение определять местоположения звука в слове;

Материал:

Звукозапись «звукового письма», магнитофон; светофор; интерактивная доска; мяч; схемы; картинки: вентилятор, телевизор, рубанок, расчёска, корзина, ведро, ручка, карандаш, роза, веер, рыба, тетрадь, пирамида.

Методические приёмы:

Практические: игра, упражнение;

Наглядные: показ, рассматривание;

Словесные: объяснение, вопрос.

Предварительная работа:

1. Игра «Назови слова, где свистящий звук будет встречаться вначале и в конце слова».

2. Игра «Назови слова, где шипящий звук будет встречаться в середине слова».

3. Игра «Какой слог спрятался в звуковой карточке».

Ход занятия

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Мальвины)

«Мои дорогие юные друзья! Я Мальвина. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну обучение грамоте! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране обучение грамоте вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями.

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в страну обучение грамоте? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране обучение грамоте. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну обучение грамоте нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну обучение грамоте. Ребята, а что это? Смотрите, это кажется и первое задание от Мальвины.

Задание приготовлено на интерактивной доске

Но вы не ждите подсказки:

Названия предметов на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки и показывает детям: юбка, рубашка, свитер, сарафан, майка, шуба)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы! Сколько слогов в слове «Юбка»(2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

1. Сколько в слове «рубашка» слогов (3, сколько гласных звуков? (тоже 3)

2. Сколько в слове «шуба» слогов(2, сколько гласных звуков? (тоже 2)

3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (одежда)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы!

С первым заданием справились.

Ребята, второе задание.

Вспомните, какие свистящие и шипящие звуки мы изучали на последних занятиях. Назовите сначала свистящие звуки (З-С, З’-С’). А теперь шипящие (Ж-Ш, Ч’-Щ’). Молодцы!

Здесь предлагается поиграть в игру: передавая мяч, назовите слова со свистящими звуками и при этом старайтесь выделять свистящий звук. Я начинаю: слон, … Молодцы! А теперь ребята, я буду называть слова, и если в них встретится шипящий звук, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете. Будьте внимательны! (Шар, соль, окно, щи, шкаф, перец, ландыш, муха, машина). Молодцы, все были внимательны.

Далее третья задание.

Посмотрите у нас с вами три схемы, они разные. Где стоит синий квадратик? (Вначале, в середине и в конце слова) Правильно! Хорошо, тогда мы с этими схемами сейчас поиграем. У меня лежат на столе картинки в названии которых встречается звук [р]. Илья, подойди и выбери только те картинки, которые начинаются со звука [р]. Назови картинки и выдели в них звук [р]. А вы ребята, проверьте с помощью светофора, правильно он подобрал картинки к данной схеме или нет. Молодец, Илья, верно. (Задание проводиться с другими схемами)

Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Ключик висит так высоко,

Под самым потолком

Нужно подпрыгнуть высоко.

Молодцы! А теперь тихо сели на стульчики.

Четвертое задание – кроссворд.

Задание приготовлено на интерактивной доске (картинки с заданными предметами, схема из пяти букв, буквы «Ш»«А»«П»«К»«А»)

Ребята, давайте составим слово по первым буквам названий предметов. (шишка, аквариум, прищепка, кубик, аист). Молодцы, справились, какое слово получилось? (шапка).

Сколько слогов в слове шапка? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня молодцы!

Ребята, нам предстоит последнее, пятое, но очень интересное задание.

Задание приготовлено на интерактивной доске (картинки - отгадки)

Ребята, а сейчас послушайте загадки.

У него громадный рот,

Роет землю, а не крот.

В пять минут на славу

Выроет канаву. (ЭКСКАВАТОР)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет-

Семь плугов тащит. (ТРАКТОР)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост-

Понесётся до звёзд. (РАКЕТА)

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины.

И питается бензином. (АВТОБУС)

Молодцы! Сколько картинок? (Четыре) Эта игра называется? (Четвёртый лишний) Правильно! Скажите ребята, какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя картинка ракета, потому что это воздушный транспорт, а трактор, автобус и экскаватор наземный транспорт) Хорошо. А ещё, какая картинка здесь лишняя? Посмотрите внимательно. (Автобус, потому что в этом слове нет звука [р]) Молодцы!

На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?

А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Мальвины! Я вами горжусь!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

На тему:«Приключение Мальвины в стране обучение грамоте»

Интеграция образовательных областей«Коммуникация»

Цель: закрепить знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

«Коммуникация»

- продолжать разбирать звуковой анализ слов;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звука;

- учить подбирать слова на заданный звук;

- развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами;

- развивать логическое мышление, сообразительность;

- закрепить умение определять местоположения звука в слове;

Материал:

Звукозапись «звукового письма», магнитофон; светофор; интерактивная доска; мяч; схемы; картинки: вентилятор, телевизор, рубанок, расчёска, корзина, ведро, ручка, карандаш, роза, веер, рыба, тетрадь, пирамида.

Методические приёмы:

Практические: игра, упражнение;

Наглядные: показ, рассматривание;

Словесные: объяснение, вопрос.

Предварительная работа:

1. Игра «Назови слова, где свистящий звук будет встречаться вначале и в конце слова».

2. Игра «Назови слова, где шипящий звук будет встречаться в середине слова».

3. Игра «Какой слог спрятался в звуковой карточке».

Ход занятия

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Мальвины)

«Мои дорогие юные друзья! Я Мальвина. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну обучение грамоте! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране обучение грамоте вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями.

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в страну обучение грамоте? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране обучение грамоте. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну обучение грамоте нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну обучение грамоте. Ребята, а что это? Смотрите, это кажется и первое задание от Мальвины.

Задание приготовлено на интерактивной доске

Но вы не ждите подсказки:

Названия предметов на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки и показывает детям: юбка, рубашка, свитер, сарафан, майка, шуба)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы! Сколько слогов в слове «Юбка»(2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

1. Сколько в слове «рубашка» слогов (3, сколько гласных звуков? (тоже 3)

2. Сколько в слове «шуба» слогов(2, сколько гласных звуков? (тоже 2)

3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (одежда)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы!

С первым заданием справились.

Ребята, второе задание.

Вспомните, какие свистящие и шипящие звуки мы изучали на последних занятиях. Назовите сначала свистящие звуки (З-С, З’-С’). А теперь шипящие (Ж-Ш, Ч’-Щ’). Молодцы!

Здесь предлагается поиграть в игру: передавая мяч, назовите слова со свистящими звуками и при этом старайтесь выделять свистящий звук. Я начинаю: слон, … Молодцы! А теперь ребята, я буду называть слова, и если в них встретится шипящий звук, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете. Будьте внимательны! (Шар, соль, окно, щи, шкаф, перец, ландыш, муха, машина). Молодцы, все были внимательны.

Далее третья задание.

Посмотрите у нас с вами три схемы, они разные. Где стоит синий квадратик? (Вначале, в середине и в конце слова) Правильно! Хорошо, тогда мы с этими схемами сейчас поиграем. У меня лежат на столе картинки в названии которых встречается звук [р]. Илья, подойди и выбери только те картинки, которые начинаются со звука [р]. Назови картинки и выдели в них звук [р]. А вы ребята, проверьте с помощью светофора, правильно он подобрал картинки к данной схеме или нет. Молодец, Илья, верно. (Задание проводиться с другими схемами)

Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Ключик висит так высоко,

Под самым потолком

Нужно подпрыгнуть высоко.

Молодцы! А теперь тихо сели на стульчики.

Четвертое задание – кроссворд.

Задание приготовлено на интерактивной доске (картинки с заданными предметами, схема из пяти букв, буквы «Ш»«А»«П»«К»«А»)

Ребята, давайте составим слово по первым буквам названий предметов. (шишка, аквариум, прищепка, кубик, аист). Молодцы, справились, какое слово получилось? (шапка).

Сколько слогов в слове шапка? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня молодцы!

Ребята, нам предстоит последнее, пятое, но очень интересное задание.

Задание приготовлено на интерактивной доске (картинки - отгадки)

Ребята, а сейчас послушайте загадки.

У него громадный рот,

Роет землю, а не крот.

В пять минут на славу

Выроет канаву. (ЭКСКАВАТОР)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет-

Семь плугов тащит. (ТРАКТОР)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост-

Понесётся до звёзд. (РАКЕТА)

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины.

И питается бензином. (АВТОБУС)

Молодцы! Сколько картинок? (Четыре) Эта игра называется? (Четвёртый лишний) Правильно! Скажите ребята, какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя картинка ракета, потому что это воздушный транспорт, а трактор, автобус и экскаватор наземный транспорт) Хорошо. А ещё, какая картинка здесь лишняя? Посмотрите внимательно. (Автобус, потому что в этом слове нет звука [р]) Молодцы!

На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?

А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Мальвины! Я вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....