Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Гласные буквы» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Майшева Татьяна Васильевна

"Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р. С. Немов считает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный" 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Н. В. Нищева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_glassnye_bukvy.doc36.5 КБ
Файл glassnye_bukvy.pptx372.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

на тему: «Гласные  буквы» для детей 6-7 лет

Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний за I полугодие.

Задачи:

Продолжать  учить   детей  проводить звуковой анализ  слов  с  применением  правил  написания  гласных  букв  и определением  ударного  гласного  звука  (мячик).

Учить  детей  проводить словоизменение. Учить  на  слух  делить  предложения  на слова, называть    их  по  порядку. Продолжать  учить  называть  слова  определенной  звуковой  структуры.        

Оборудование: фишки, схема слова, карандаши (простой, красный, синий, зеленый), листочки чистые, 2 карточки, буквы гласные.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня я предлагаю вам провести необычное занятие по обучению грамоте, т.е. по-другому, не как всегда. Хотите?

- Как это по-другому? Кто догадался?

- Может быть это путешествие? А может быть викторина?

- Правильно, соревнования!  

- Значит, сегодня у нас будут победители! Каждый из вас может им стать, но кто-то может и проиграть. Но это, же не значит, что он станет плохим, или безграмотным. Просто ему повезло меньше чем другим. Кроме того, у взрослых существует выражение: Проигрывать нужно уметь!!!

- Значит вы сегодня, ребята, не только покажите свои знания и умения по обучению грамоте, но и умение быть взрослым.

- И какие же соревнования без жюри или судей? А ими вы и будете сами. Если задание выполнено, верно, то ставите в квадратик плюсик, если задание выполнено с ошибкой, но разобрались в нем и поняли,  то ставить ничего не нужно. Квадратик остается пустым. В конце подсчитаем количество плюсиков.

- Ну, ребята, как вам такая идея?

- Хотите попробовать?

  1. Основная часть

Начнем с разминки:

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Какие могут быть  предложения? (короткие и длинные)

- Из чего состоят предложения? (слов)

- Из чего состоят слова? (звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Гласные звуки - они какие? Сколько их?

- А согласные?

- При помощи чего мы можем написать слово? (букв)

- Сколько гласных букв? (10)

- А почему вы сказали 6 звуков, а 10 букв? (4 буквы дают два звука)

  1. Игра «Будь внимательным».

Итак, мы начинаем. Найдите такую же карточку у себя, как на экране.

- Что это? (буквы)

Обведите в кружок только гласные буквы.

- Что нужно сделать?

Положите карандаши, и внимание на экран.  Если у вас так же как на экране, то поставьте плюсик в первый квадратик. А если нет, но исправьте ошибки карандашом зеленого цвета.

Обратите внимание на экран, что это? А почему они расположились в два ряда?

  1. Словоизменение.

Возьмите фишки, выложите на столе слово мал.

- Что нужно сделать?

Если у вас так же как на экране, то поставьте плюсик во второй квадратик.

Какой гласный звук? Звук [а] на письме пишется буквой а. Замените букву а на и. Какое слово получилось? Что произойдет со схемой? Замените и на ы. Какое слово прочли? Замените ы буквой е. Что получилось?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Ребята, я буду произносить звуки и слоги. Если я скажу слог, вы топайте, если звук – вы хлопайте. Повторите задание.

  1. Работа над предложением.

Приглашаю Вику к доске. Что у Вики? У Вики мячик.

- Что мы сказали? (предложение)

- Как мы можем это предложение нарисовать на листочке? (при помощи черточек)

Возьмите чистый листочек и нарисуйте схему предложения. Схему какого предложения нужно нарисовать?

Если у вас так же как на экране, поставьте плюсик в третий квадратик. 

Возьмите синий карандаш и выполните проверку.

- Сколько слов в предложении?

- Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

- С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

- Что ставится в конце предложения? (Точка)

  1. Звуковой  анализ  слова мячик.

- Ребята, поднимите зеленый квадратик, если у вас как у меня. Красный – если по-другому.

- А что случилось? Кааак?

- Если у вас так же как, на экране, поставьте плюсик в четвертый квадратик. 

Разбираем слово по звукам, даем характеристику  каждому звуку. Напоминаю, что звук [ч'] – всегда мягкий согласный.

  1. Назови слова по заданной модели.

- Внимание на экран. Здесь схема слова. 1-й звук – согласный твердый, 2-й – гласный, 3-й – согласный твердый, 4-й – гласный. Назовите слова к данной схеме. За правильный ответ – фишка. Количество фишек подсчитали, записали в пятый квадратик. 

Даю образец: мама, луна, рука, каша и др.

  1. Заключительная часть

На листочках у вас, ребята, смайлики. Если ваше настроение веселое, выберите веселого, если вам  грустно – то грустного. Если на занятии всё получилось и без ошибок, закрасьте в зеленый цвет. А если вам было трудно и при выполнении заданий у вас были ошибки, закрасьте в красный.

Ну, и наконец, подсчитаем плюсики. У кого:

2,3 (+)  –  3 место

4,5 (+)  –  2 место

> 5 (+)  –  1 место


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А О У Ы Э И Е Ё Ю Я М

Слайд 3

А О У Ы Э И Е Ё Ю Я М 1

Слайд 4

А О У Э Ы И Е Ё Ю Я

Слайд 5

А О У Э Ы И Е Ё Ю Я

Слайд 6

2

Слайд 7

а

Слайд 8

и

Слайд 9

и

Слайд 10

ы

Слайд 11

ы

Слайд 12

е

Слайд 13

е

Слайд 14

3

Слайд 16

4

Слайд 17

я и

Слайд 18

5

Слайд 20

2,3 (+) – 3 место 4,5 (+) – 2 место > 5 (+) – 1 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте по теме "Ворона Вера в гостях у ребят"

Конспект занятия поможет воспитателю подготовиться к НОД "Коммуникация" (обучение грамоте) по теме "Знакомство со звуками в-вь и буквой в" в игровой форме с использованием мультимедийной презентации...

Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Кузя в Угадайке» в подготовительной группе компенсирующей направленности с ФФН

цель: дифференциация звуков [к-К’] Задачи:• развивать общую и мелкую моторику рук, зрительно-пространственное восприятие, ассоциативное мышление.• воспитывать любовь к сказкам, желание оказывать ...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5-6 лет НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Азбуки»

Закрепление умения проводить звуковой анализ слова «утки».Называть слова с заданным звуком [а].Закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых....