Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Галуцких Татьяна Ивановна
  • закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;
  • учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слове;
  • продолжать учить определять количество слогов в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»

Цель: развитие интереса у детей 6 - 7 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;
  • учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слове;
  • продолжать учить определять количество слогов в слове.

Развивающие:

  • развивать речь, внимание, мышление;
  • развивать фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, слушать взрослого и сверстников;
  • воспитывать желание говорить красиво, правильно;
  • формировать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Художественное слово (загадка), словесный (вопросы, объяснения), наглядный (картинки), игровой (д/и «поймай мяч», д/у «рассели зверей по домам», д/и «закончи слово», д/и «где спрятался звук», д/и «животные и их детеныши», д/и «кто придумает конец, тот и будет молодец», д/и «что то здесь не так»), наблюдение за работой детей, советы.

Материал:

Конверт с письмом; картинки с заданиями; картинки с изображением животных; фишки красного, синего цвета; магнитная доска; игрушка Сова; домики с одним, двумя и тремя окнами; мяч; схема для определения места звука в слове.

Раздаточный материал:

Фишки красного, синего цвета; схемы для определения места звука в слове; карандаши, раскраски.

Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Т.И. Когда я шла к вам в гости, встретила почтальона, он вручил мне письмо, а знаете ли вы от кого оно может быть (ответы детей). А вы хотели бы узнать, от кого оно? (Да), тогда отгадайте загадку:

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло -
Летит спать в дупло. (Сова)

Давайте его откроем и прочтём (воспитатель открывает письмо и читает его). Читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам тётушка Сова из лесной школы. Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки, и я вас приглашаю на один из них. Ещё я приготовила для вас сюрприз, что бы его получить, нужно старательно выполнять все мои задания».

Воспитатель: Хотите побывать в лесной школе? Закрывайте глаза, я скажу волшебные слова (дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова):

- Покружись, покружись в лесной школе окажись.

- Вот мы и в школе.

Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:

- Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».

Основная часть:

Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки (проводится артикуляционная гимнастика):

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили, не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

1 Задание от тётушки Совы: Д/У «Поймай звук»

Когда услышите звук «В» в словах, будете хлопать в ладоши.

Слова: сова, лиса, лев, дерево, рябина, верба, лес, медведь, скворец, вагон.

(Молодцы, отлично справились с первым заданием).

Воспитатель: Готовы выполнять следующее задание?(Да) Слушайте внимательно:

«Приглашаю всех ребят

В школу маленьких совят.

Слово «Волк» вы разберите

И подарок получите!»

2. Задание от тётушки Совы: Разобрать слово ВОЛК на звуки.

Но перед тем, как мы начнём выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).

- А какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие).

-Давайте мы с вами поиграем в игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б – бь; м – мь; к – кь; с – сь; в – вь; з – зь; н – нь; л – ль; д – дь).

- Какими фишками мы обозначаем твёрдые согласные звуки? (Синими)

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелёными)

- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (Красными)

Совместный разбор слова (воспитатель на доске, дети за столами).

Воспитатель:

- Какой первый звук гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? (Ответы детей)

- Какой второй звук в слове ВОЛК? (звук О). Какой это звук? (звук О гласный, его можно пропеть, обозначаем его красной фишкой).

- Какой третий звук? (звук Л) Какой он? (это согласный звук, отмечаем синей фишкой).

- Какой четвёртый звук? (звук К) Какой он? (согласный, отмечаем синей фишкой).

- Сколько всего звуков в слове ВОЛК? (четыре)

- Сколько гласных звуков? (один) Назовите гласный звук (О).

- Сколько согласных звуков? (три) Назовите их (В, Л, К).

- Молодцы! И с этим заданием прекрасно справились.

3. Задание от тётушки Совы: Д/И: «Животные и их детёныши» (с мячом).

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть животное, а вы возвращать мяч и называть детёныша.

- У тигра – тигрёнок

- У льва – львёнок

- У слона – слонёнок

- У лисы – лисёнок

- У медведя – медвежонок

- У зайца – зайчонок

- У кролика – крольчонок

- У коровы – телёнок

- У лошади – жеребёнок

 - У свиньи – поросёнок

- У собаки – щенок.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. А сейчас послушайте следующее задание тётушки Совы.

4. Задание тётушки Совы: «Где спрятался звук?».

Воспитатель: Сова просит помочь найти, где спрятался звук «В» в словах.

Показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают, место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке, в зависимости от того где находится звук: в начале, середине или конце слова.

Воспитатель звенит в колокольчик:

- Перемена, перемена можно прыгать, можно бегать.

- Предлагаю отправиться на весёлую гимнастику:

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево).

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте).

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте).

Ну, а нам пора садится,

Заниматься, не лениться. (Дети садятся).

5. Задание от тётушки Совы: «Расселить зверей по домам»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто живёт в этих домиках? (ответы детей)

В домике с одним окном, живут слова с одним слогом. В домике с двумя окнами, живут слова с двумя слогами. В домике с тремя окнами, живут слова с тремя слогами.

Ребята, тётушка Сова вас просит расселить зверей по домам. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки). Дети выполняют задание.

6. Задание от тётушки Совы: Д/И «Закончи слово» (с мячом).

Воспитатель: Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец.(кош – ка, гла – за и т.д.)

7. Задание от тётушки Совы: Игра «Что – то здесь не так»

Воспитатель: Послушайте стихотворные строчки, в которых могут быть допущены какие – либо несуразности, подвохи. Заметив это, вы должны сказать: «Что – то здесь не так!», после чего объяснить, что именно не правильно и почему.

  • Как известно, шоколадки

Появляются на грядке.

  • Принято сапожки

       Ставить на окошко.

  • Сошью своей Иринке

        На голову косынку.

  • Корабль по морю плывёт,

Пассажиров он везёт.

  • Петух живёт в дупле,

А кошка в конуре.

  • За воскресеньем как всегда

Сразу следует среда.

  • Перечисляю фрукты:

Редиска, яблоки, грейпфруты.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну а теперь следующее задание.

7. Задание от тётушки Совы: Д/И «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Воспитатель: Предлагаю вам закончить фразу.

Солнце светит очень ярко.

Бегемоту стало…(жарко).

Я сегодня утром рано

Умывалась из – под…(крана).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его…(лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную…(лепили).

А слониха вся дрожа,

Так и села на….(ежа).

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли.

8. Задание от тётушки Совы: «Раскрась предметы в названиях, которых есть звук «в».

Воспитатель: Ребята я вам раздам раскраски, найдите предметы в названии которых есть звук «в», и раскрасьте их (самостоятельная работа за столами).

Заключительная часть:

Воспитатель: Вы молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, тётушка Сова довольна, как вы справились со всеми её не простыми заданиями. Ну а нам пора прощаться с тётушкой и возвращаться в детский сад.

Покружились, покружились

В детский сад все возвратились.

Воспитатель: Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше всего? Какие задания вам показались трудными? Молодцы! Мне тоже понравилось с вами играть и заниматься. За ваше усердие тётушка Сова передала подарки. (вручение подарков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141      Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...