"Наша Армия"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кокорина Ольга Константиновна

Логопедическое развлечение (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный заочный конкурс

«Лучшая методическая разработка в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Название номинации:         Дидактическая разработка

Название работы:          Логопедическое развлечение «Наша армия»

ФИО автора:                     Кокорина Ольга Константиновна

Аннотация

Актуальность темы

Для детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжёлыми нарушениями речи  характерен низкий уровень  развития  основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, а также  слабо сформировано произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциям, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ОВЗ в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  •  поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
  •  могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  •  возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  •  в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий учитываются эти специфические особенности детей с ОВЗ. Организуя логопедическую работу с ними, осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей.

В предлагаемом логопедическом развлечении «Наша армия» представлен ряд компьютерных мини-игр и игровых упражнений. Некоторые компьютерные игры уже представлены в педагогическом интернет пространстве и  в методической литературе, но мы постарались представить их в авторской переработке. В  упражнениях и играх мы добавили приемы активизирующие деятельность детей, такие как создание проблемной ситуации, мотивацию на выполнение задания, игровое действие и яркую наглядность в виде картинного материла и презентации, которая гармонично вошла вход развлечения. Компьютерная мини-игра «Заведи  танк» разработана учителем-логопедом и воспитателем группы для развлечения и может использоваться как методический тренажер для детей в процессе обучения детей фонематическому анализу слова.

В логопедическом развлечении предусмотрена частая смена заданий, наглядного материала, двигательная активность и бодрое музыкальное сопровождение, художественное слово – стихи, пословицы, поговорки, что позволяет предупредить утомляемость детей, поддержать внимание интерес и работоспособность воспитанников на протяжении всего развлечения. Четкость организации мероприятия, лаконичность и ясность инструкций помогает понять задания, игровая составляющая поддерживает дисциплину и радостное настроение в ходе развлечения.

Предлагаемые приемы можно использовать  в работе с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи и  по другим лексическим темам. Используя проблемный, деятельностный подход в работе с детьми с ОВЗ, продумывая мотивацию и запоминающуюся наглядность можно помочь детям  с ОВЗ более успешно включаться в освоение учебного материала и получения необходимой базы для дальнейшего обучения.

Целевая группа

        Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми нарушениями речи.

        Представленное развлечение могут использовать в своей работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели.

Основная часть

Логопедическое развлечение «Наша армия»

Ответственные: Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.

Место проведения развлечения – музыкальный зал.

Оборудование. Музыкальный центр, компьютер, экран, монитор, презентация «Наша армия».

Магнитная доска – 3 штуки, картинки с изображениями военных и военной техники (танкист, летчик, капитан, танк, самолет, военный корабль),  контейнер с  полосками-словами для анализа предложений,  желтые  магнитики для анализа слогов в слове   (игра «Военная база»), полоски со словами на звук С – (смелый, выносливый, самостоятельный ), З – (зоркий, знающий,  здоровый ) для игры  «Меткий стрелок», картинки символы для звуков [с] - [з], контейнер   буквами  и полосками-словами (буквы А, О, У, И, Т, П, К, Н, С,З) для игр «Военная база», «Назови военную пароль», монитор, экран, презентация «День защитника отечества»,  базы – картинки защитного цвета – 3 штуки, маркер.

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепление представлений  о российской армии и профессиях военных, военной техники о почетной обязанности защищать Родину.

Расширение и активизация словаря по теме «Наша армия» (армия, «Родина», военные, капитан, пилот, танкист, танк, корабль, пушка, самолет,  смелый, выносливый, самостоятельный, зоркий, знающий,  здоровый).

Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [з] в словах), анализ предложения, слова, деление слова на слоги, выделение звуков в словах, определение места звука в словах.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  речевого слуха, речевой памяти, чувства рифмы, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, сдержанности. Воспитание уважения к защитникам отечества.

Предварительная работа. Разучивание стихотворений «Танкист», «На границе», «Моряк». Объяснение поговорок «Смелость города берет», «Сам погибай, а товарища выручай», «Тяжело в ученье – легко в бою». Разучивание игры «Капитан» (координация речи с движением), просмотр презентаций на тему «День защитника отечества».

Ход развлечения:

1.Организационный момент. Дети, я приглашаю вас на развлечение «Наша армия». (Логопед приглашает детей в зал, организует приветствие, предлагает детям занять места перед экраном, включает презентацию «Наша армия»)

(1 Слайд) Логопед. Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля.

(2 слайд)  Дети называют праздник - «День защитника отечества».

Логопед. Доблестные воины защищают страну и на воде, и на земле и в небе.

(3 слайд) Вы тоже будущие защитники нашей Родины, вы немного подрастете и пойдете служить в армию. По желанию в армии могут служить  теперь и девочки. Но для этого нужно многому научиться, а самое главное нужно быть внимательными и сообразительными.  Недаром  говориться, что у догадливого солдата и рукавица – граната.

(4 слайд) Давайте вспомним пословицы о службе. Я буду начинать пословицу, а один из вас ее продолжит. На слайде появляется вторая часть пословицы.

1.Задание. Разминка  «Закончи пословицу»  логопед начинает пословицу - дети договаривают пословицу («Тяжело в ученье – легко в бою», «Сам погибай, а товарища выручай», «Смелость города берет»)

2.Задание «Выложи схему пословицы «Смелость города берет». [Совершенствование навыка анализа предложения]

Логопед предлагает выложить схему предложения на магнитной доске  полосками - словами.

Логопед. Давайте сосчитаем слова в последней пословице и выложим её схему. Перечислите слова по порядку.

Дети выкладывают схему(3 ребенка – каждый выкладывает по слову - полоске).

Логопед. Верно. Молодцы!

(5-11 слайд)3. Задание. Секретное донесение». (Стихи-загадки на развитие фонематического слуха).

 Логопед.  Проблемная ситуация -часть секретного донесения потеряна. Я буду читать вам стихи, а вы слушайте внимательно и попробуйте догадаться, какое слово должно быть в конце, чтобы оно прозвучало в рифму, кто догадался, поднимите руку. Если дети дают правильный ответ, появляется соответствующая картинка на слайде.

1)Самолет летит, как птица,        
Там - воздушная граница.
На посту и днем и ночью,
Наш солдат военный  (летчик).

2) Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном (корабле).

3) Снова в бой машина мчится

 Режут землю гусеницы,
Та  машина в поле чистом,
Управляется (танкистом).

(12 слайд) Логопед  переходит с детьми в центр зала.

Подвижная игра «Капитан». [Координация речи с движением. Развитие

творческого воображения.]

Логопед приглашает детей поиграть в капитана.

Матросская шапка.          -  Маршируют по кругу друг за другом

Веревка в руке.

Тяну я кораблик               - «Тянут» кораблик».

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,           - Скачут на двух ногах.

И просят меня:                  -  Поднимаются,        «отдают честь».

«Прокати, капитан!»

А. Барто

Дети проходят к магнитной доске.

4. Задание. «Меткий стрелок». Мотив – попасть в цель. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [з] в словах с опорой на печатные слова).]

Дети стоят в колонну по одному, логопед дает каждой паре детей напечатанное слово.

Логопед. Не тот стрелок кто стреляет, а тот, кто в цель попадает. Чтобы служить в армии любой военный должен обладать важными качествами, такими как сообразительность и сотрудничество.

 Вы должны запомнить слова, а потом подумать и поставить свое слово точно в цель к нужному звуку [с] и [з].

Дети работают парами, каждой паре дается одно слово, они ставят его к нужному звуку (качества  - слова со звуком – С - смелый, выносливый, самостоятельный), (качества  - слова со звуком – З - зоркий, знающий,  здоровый). На магнитной доске символы звуков (З), (С), и буквы – С. З.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает  их работу, музыкальный руководитель включает торжественный марш, дети проходят маршем по залу, логопед меняет мольберты для следующего задания.

 5. Задание. «Военная база». [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

Логопед. Проблемная ситуация - диверсанты перехватили карты перемещения военной техники, мотив - надо догадаться на какую базу должна прибыть техника по количеству слогов в слове.  Игровое действие - дети проводят линии к базам 1, 2, 3 маркером (мелом)

Логопед предлагает детям вспомнить название военной техники. И  отгадать название по количеству слогов, если это слово состоит из одного слога -  танк, двух слогов – корабль из трех слогов – самолет.

Музыкальный руководитель включает торжественный марш, дети проходят маршем по залу, логопед меняет мольберты для следующего задания.

6. Задание.  «Назови  пароль»

Логопед. Мы с вами много говорили о профессиях военных, рассматривали картинки, учили стихи, играли. Давайте вспомним военные профессии и назовем их.

Дети называют военные профессии, изображенные на  картинках (пилот капитан, танкист). Мотивация - чтобы военные могли пройти все посты нужно знать пароль.

1 пост. «Гласные ». [Развитие навыков звукобуквенного анализа.]

Логопед. Игровое действие - чтобы пройти первый пост «Гласные»  нужно назвать гласные звуки середине слова, которое я назову. Слушайте внимательно. Пилот. Дети называют гласные звуки в слове  по порядку.

Дети выкладывают  буквы - И, О. Логопед оценивает их работу. Аналогично проводится анализ слов «капитан», «танкист».

 (пилот - И, О, капитан – А, И, А, танкист – А, И).

Логопед оценивает их работу.

2 пост  «Согласные» [Развитие навыков звукового анализа.]

Дети отгадывают слово по первому и последнему звуку в слове

Логопед. Чтобы пройти второй пост «Согласные» нужно назвать профессию, по первому и последнему звуку в словах. Какую профессию я загадала, если это слово начинается на звук - Пь и заканчивается на звук Т (пилот), начинается на звук - К и заканчивается на звук начинается на звук – Н (капитан) и заканчивается на звук Т (танкист). Музыкальный руководитель включает торжественный марш, дети проходят маршем по залу, логопед меняет мольберты для следующего задания.

Логопед. Ребята вы справились со всеми заданиями, предлагаю вам сесть и поиграть. Дети садятся к экрану.

(17-18 слайды) Компьютерная - мини игра «Кто, где служит?»

Логопед. Где служит моряк? (дети «на корабле»). Где служит летчик? (дети «на самолете»). Где служит  танкист? (дети «в танке»). При правильном ответе появляются стрелки, соединяющие нужные картинки.

(19 -20 слайд) 7. Задание «Заведи танк» - компьютерная мини игра авторская разработка учителя логопеда и воспитателя группы.

Логопед. Мотивация - Дети, давайте заведем мотор у танка. Мы будем военными механиками. Игровое действие -  если мы правильно расскажем, какие звуки есть в слове танк, то появятся буквы и танк начнет двигаться.

Дети выполняют звуковой анализ слова Танк. Каждый ребенок называет по одной характеристике звука.  1 звук – твердый согласный, стрелочкой на компьютере нажимаем на синий кружок – появляется буква – Т, если характеристика звука определена неверно, то буква не появляется и характеристика звука определяется еще раз до правильного ответа. Когда будут  определены все звуки и появятся все буквы слова – ТАНК, нажимаем стрелочкой на картинку – танк и он делает движение по кругу, это означает, что задание выполнено правильно.

(Предпоследний 21 слайд). Выразительное рассказывание стихотворения о военных. [Развитие общих речевых навыков.]

Танкист

Я сегодня был танкистом,

В танке мчался в поле чистом,

По оврагам, по холмам.

Управлял я танком сам.

Ничего, что это ящик.

Танк совсем как настоящий,

Я немного подрасту,

В армию служить пойду. И. Нищева

Моряк

Охраняет наше море

Славный, доблестный моряк.

Гордо реет на просторе

Наш родной российский флаг.

(Последний слайд) Окончание развлечения. [Оценка работы детей]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, и сказать, какие игры им понравились. Затем он оценивает работу каждого ребенка. Девочки вручают мальчикам поздравительные открытки в честь дня защитника отечества.

Логопед. Молодцы! Вы показали хорошие знания, вы многое уже умеете. Будущие защитники отечества постройтесь в колонну по одному и под торжественный марш заканчиваем наше развлечение. Звучит торжественная музыка,  дети проходят круг по залу и выходят из зала.

        Литература:

  1. Нищева Н.В. Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Интернет ресурс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наша Армия сильна» АППЛИКАЦИЯ ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"

«Наша Армия сильна» АППЛИКАЦИЯ ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"...

"Наша Армия". РУЧНОЙ ТРУД ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"

"Наша Армия". РУЧНОЙ ТРУД ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"...

«Наша Армия сильна, охраняет мир она» ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"

«Наша Армия сильна, охраняет мир она» ТЕМА НЕДЕЛИ "НАША АРМИЯ"...

Проект на тему: "Наша армия самая сильная, наша армия самая смелая!"

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с ...

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная».

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная»....