Звук и буква М и МЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

Цели: Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развивать умение подбирать слова на заданный звук, умение выделять первый звук в словах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_m.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква М и МЬ.

Цели: Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развивать умение подбирать слова на заданный звук, умение выделять первый звук в словах.

Ход занятия.

Воспитатель: Угадайте, какой звук я пропускаю в словах?

Мама купила  -ороженое.

Медведь ел –алину.

У папы сломалась –ашина.

(Ответы детей).

Правильно, я пропускала звук М.

М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда молчанье.

Давайте помычим как коровы. М-М-М. Можно этот звук тянуть? (Да). А петь можно? (Нет).  Когда говоим М, то петь этот звук нельзя, при его произнесении струе воздуха мешают губы. Значит М – согласный звук, его нельзя петь голосом, а тянуть можно.

Воспитатель показывает стилизованную букву М (как мост).

Через реку мостик

Был, да поломался.

По нему ты не пройдешь –

Он буквой М стоять остался.

Молоточек ты возьми

Да мосточек почини.

На что похожа буква М?  (Ответы детей).

Воспитатель: Коровка в гости к нам пришла и заданье принесла.

Хлопните в ладошки, если услышите в словах звук М.

Слова: лампа, мыло, стол, дом, кот, дым, Дима, рыба, сумка и др.

- А сейчас садимся на ковер. Там лежат карточки-лото с предметными картинками. Вам надо посмотреть на них внимательно, если в словах нет звука М, то должны перевернуть эти карточки, а если  есть звук М, то карточки не переворачиваем.

(Воспитатель проверяет задание детей).

Воспитатель: Возьмите, ребятки, разрезные азбуки  и составьте слог МА и придумайте устно конец слова (Например: машина, малина, мак и др.).

Теперь составьте слог МО и устно придумываем слова (море, мост и др.).

Теперь составим слог МУ и устно придумываем слова  (муха, мука и др.).

Динамическая разминка.

Мимоходом буква М        Взрослый показывает букву, дети делают движения.

Помахала ручкой всем.     Руки вверх, помахали.

Вот какая буква М-            Хлопают вытянутыми руками над головой,

Озорная буква М!               за спиной.

Подметала М-М-М.            Наклоняемся и подметаем.

Мыла с мылом М-М-М.       Энергично потираем ладошками.

И мычала М-М-М,

И молчала …..

Вот какая буква М              Имитируют танцевальные движения.

Озорная буква М.

Воспитатель: Вот и следующее задание приготовила корова.  Потрогайте мех и камень.

- Какой мех? (мягкий).

- А какой камень? (твердый).

(Работа в тетрадях).

Воспитатель: Ребята, слово мама. Звук М мягкий или твердый? (Ответы детей: твердый). Значит, одну букву М мы закрашиваем синим цветом. Он обозначает твердость букв. Посмотрите, какие буквы у вас нарисованы в тетрадях? Правильно, мы видим две буквы М. Закрашиваем одну букву М синим карандашом.

Слово мята. Звук М твердый или мягкий? (Ответы детей: мягкий).

Значит вторую букву М мы закрашиваем зеленым цветом.  Он мягкий звук.

- А сейчас я буду говорить слова, а вы будет определять мягкость и твердость звука М. Слова: Мясо, молоко, мед, мел, метро, медведь и др.).

Вот и следующее задание. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и определять позицию звука М.

  1. Вот по небу мчится конь-

Из-под ног летит огонь.

Так он громко бежит,
что внизу земля дрожит.

(Ответы детей: гром, звук М стоит в конце слова).

  1. Снегом занесла дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

  1. Маленький рост,

   Длинный хвост,

 Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).

(Воспитатель хвалит детей.)

Письмо тут лежит. От кого же оно? Давайте откроем и узнаем.

Великий маг и чародей

Придумал множество затей:

Он все слова заколдовал,

И букву М из них убрал.

И капитан нам говорит:

- Если буквы верно вставишь,
То спасешь ты наш корабль.

- Ребята, вы хотите помочь капитану? (Ответы детей: да).

 (Игровое задание «Вставьте букву».  У каждого ребенка карточка с пропущенной буквой М. Слова на карточках: -оре, -атрос, -ачта, -ель, штор-, -ореход). Дети выполняют задание и читают слова.

(Отступление: в группе читают все дети, потому что в прошлом учебном году я вела кружок по чтению).

Воспитатель хвалит детей.

Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....