Звук и буква Т и ТЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Эльвира Максимовна

В гости приходят куклы Тема и Тома. Вместе с детьми дети учатся узнавать твердость и мягкость звука Т, отгадывать загадки, учатся оставлять короткие слова от слова ТРАНСПОРТ, составлять слова, расставив цифры по порядку. Так же читают ребусы, собирают рассыпавшие карточки-пазлы, придумывают и записывают слова на данный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._po_gram._zvuk_t.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по грамоте «Тома и Тема в гостях у детей».

Цель: уточнение и закрепление о букве  и звуке Т (ТЬ).

Образовательные задачи:  умение выделять позицию звука в словах, определять мягкость и твердость звука, умение придумывать слова и записывать их.

Развивающие задачи:  развитие  зрительного  внимания, слогового чтения, логического мышления. Совершенствовать фонематический слух, звукобуквенного и слогового синтеза, общей моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение между детьми, помогать друг другу при выполнении заданий.

Оборудование: куклы девочки и мальчика, предметные картины, загадки, облака с цифрами и буквами, ребусы, карточки-пазлы, карточки со словами.

Ход занятия.

В гости к ребятам приходят куклы Тома и Тема. Они здороваются с детьми.

Дети отвечают.

Воспитатель: Здравствуйте, а кто вы?

Куклы: Мы Тема и Тома. Пришли к вам в гости. Мы с собой взяли букву Т. Не хотите ли вы с нами поиграть?

Дети отвечают.

Тома и Тема говорят, что у них вчера было день рождения и им подарили много игрушек.  Куклы дают воспитателю предметные картины.

Воспитатель: Ребята, вы должны угадать, что подарили Томе и Теме. Томе подарили предметы, где есть твердый звук Т, а Теме подарки с мягким звуком ТЬ.

Дети выполняют задание.

Предметные картины для игры: картина, лопатка, портфель, улитка, ракета, туфли, зонтик, молоток и др.

Тома и Тема воспитатель хвалят детей.

Куклы: А еще у нас есть загадки, а отгадок мы не знаем, помогите нам.

Загадывание загадок:

1. Пушистая вата плывет куда-то.

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча).

Воспитатель: Где находится звук Т: в начале, середине или в конце.

2. Под землею коридоров,

   Переходов целых сто!

   Там сидит хозяин в черном

    Меховом своем пальто. (Крот).

     

Дети определяют позицию звука Т.

3. Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом – и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.  (Петух).

Дети определяют позицию звука Т.

4. Быстро в небе проплывает,

    Обгоняя птиц полет.

   Человек им управляет

    Что такое?... (Самолет).

Дети определяют позицию звука Т.

5. Он под осень умирает

    И вновь весною оживет.

    Иглой зеленой выйдет к свету,

    Растет, цветет  весной и летом.

   Коровам без нее – беда:

   Она их главная еда.    ((Трава).

Дети определяют позицию звука Т.

6. На четырех ногах стою,

    Ходить я вовсе не могу.

   Когда устанешь ты гулять,

   Ты можешь сесть и отдыхать.   (Стул).

Куклы и воспитатель хвалят детей.

Куклы предлагают составить короткие слова от слова ТРАНСПОРТ (написан на картоне). Воспитатель вывешивает слово на доску и дети выполняют задание.

Составленные детьми слова: спорт, сорт, нос, сон, рот, порт, торт, стоп, трон и другие.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: А сейчас поиграем.

На зарядке солнышко                Круговые движения согнутыми

Рядом видит нас.                        в локтях руками.

Поднимаем руки мы                  Руки потянулись вверх.

По команде «Раз».

А над нами мокрая                     Руки потянулись вверх, плавно

Шелестит листва.                       Покачиваются из стороны в стороны.

Опускаем руки                            опустить руки через стороны вниз.

По команде «Два».

Облака мы пощекочем              Руки вверх, пальцы шевелятся.

Раз, два, три!

Плавно так плывут по небу -     Покачивания руками, как крыльями.

Посмотри!

Воспитатель: Нам облака несут загадку:

                        Расставьте цифры по порядку.

                        Тогда получите слова:

                        Вернете буквы на места.

                         

Ответы: утка, тыква, тулуп, топор.

Дети читают слова, расставив цифры по местам.

Воспитатель хвалит детей.

Куклы: А для вас, ребята, мы приготовили ребусы.

ТЕ           100             (тесто)

Меч и Клип Вектор                  ТА    (мечта)

Воспитатель и куклы хвалят детей.

Воспитатель: А сейчас   вы добавьте слоги ТА или ТЯ в конце слова и произнесите слово целиком.

Слова для игры: Ники__, Све__, Нас__, Кос__, Ка__, Ми__, Мар__, Ви__, Пе__.

А  сейчас добавьте в конце слова слоги ТЫ или ТИ.

Слова для игры: раке__, фрук__, гос__, бан__, де__, коф__, ки__, лап__, приве__.

Воспитатель и куклы хвалят детей.

Куклы: А сейчас мы с вами будем собирать рассыпавшиеся карточки-пазлы. Сложить их надо так, чтобы можно было прочитать слова.

Слова для игры: то – пор, ту – ман, пар – та, ха – лат, мес – то, трак – тор и другие.

Дети составляют из пазлов слова и читают их.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель предлагает сесть за стол и просит взять каждому по карточке. Воспитатель: А сейчас мы поиграем. На каждом листке написано по одному слову. Ваша задача – записать в столбики пять слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово.

Слово:   например    

             Б                   У            К                  В                         А

          булка            утка          кот             вокзал                 альбом

          бак                удочка      класс         волосы                адрес

         банка             усы            каток         вилка                  арбуз

         бык                утро           корова       ветер                  аптека

         бинт               уж             кукла          волк                   азбука

(Воспитатель показывает это задание, которое выполнено на бумаге).

А ваше слово ТУЧА.

Дети выполняют задание.

Воспитатель просит детей по очереди зачитать слова.

Куклы и воспитатель хвалят детей.

 Куклы: А нам пора уходить. Нам было с вами очень весело. До свидания. До новых встреч!

Воспитатель просит поделиться впечатлениями.

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....