« Буква Я, Звук [ЙА]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гоцманова Надежда Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Речевое развитие», подготовительная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_2.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»,  г.Жиздра

Конспект НОД

тема: « Буква Я, Звук [ЙА]»

образовательная область «Речевое развитие»

подготовительная к школе группа

Подготовила воспитатель:

 Гоцманова Н.Н.

г.Жиздра  2019г.

Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте)

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема: «Буква Я, звук [йа]. Закрепить умение производить звуковой анализ слов, составлять предложение по схеме.

Задачи:

 О. познакомить с буквой Я; формировать умение слышать при произнесении сочетание звуков [йа]; закрепить умение производить звуковой анализ слов, составлять предложение по схеме.

Р.развивать фонематический слух.

В. Воспитывать внимание и самостоятельность.

Интеграция областей: «Познавательное развитие»,  « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Способы организации детей: фронтально

Предварительная работа: разучивание стихотворения В. Берестова « Как хорошо уметь читать»

 Материал и оборудование: новогодний конверт,  плакат с изображением буквы Я,  предметные картинки, названия которых начинаются с буквы Я, листы для самостоятельной работы, карандаши, фишки для звукового анализа слов, схемы предложений.

Ход НОД.
1. Открытый вход в деятельность.

Дети, какой скоро праздник? (Новый год)

Что надо положить под ёлку, чтобы Дед Мороз принёс подарок? (пишут письмо)

А что надо уметь, чтобы написать письмо? (писать и читать)

Конечно, давайте вспомним стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать».

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

2. Вводно-организационный.

Я предлагаю сегодня сочинить письмо Деду Морозу. Но всё, что мы пожелаем должно начинаться на первую букву первого месяца в году. Как называется этот месяц (январь).

Значит, на какую букву должны будут начинаться наши пожелания (на букву Я).

Все наши пожелания мы сложим в этот Новогодний конверт (показ конверта)

3. Мотивация на деятельность.

Но сначала давайте познакомимся с буквой Я и звуком (я). Для этого я приглашаю вас за столы.

4. Объяснение новой темы или расширение имеющихся знаний.

Дети,  буква Я очень удивительная, она обозначает целое слово. Скажет буква про себя: «Посмотрите, это Я». Скажите, из каких элементов состоит буква Я (из длинной палочки, полукруга и короткой полочки)

Давайте пропишем эту букву в воздухе. А сейчас  нарисуйте портрет буквы Я на листочке.

Почему Я это буква (потому что мы её видим, пишем и читаем).

Буква Я очень хитрая, она спрятала в себе целых 2 звука. Попробуйте догадаться какие. Для этого попробуйте чётко произнести букву Я. (дети выполняют задание).

Й+А=Я.

Звук Й это мягкий согласный, какой фишкой мы его обозначим (зелёной), а звук А это гласный звук, мы его обозначим (красной фишкой).

Есть такое правило: буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

5. Динамическая пауза.

Физминутка: 

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

     Моя яблонька заснёт.

6. Практическая работа.

Отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт

Красный, вкусный, сочный плод

Я подскажу: на букву Я

Он начинается, друзья.

А сейчас давайте сделаем звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Но прежде чем вы приступите к работе, я хочу напомнить, что буква Я в начале слова обозначает, сколько звуков? 2 звука  (дети самостоятельно делают звуковой анализ слова за столами, кто-то около доски). Сколько букв в слове яблоко? (6 букв). А сколько звуков в этом слове? (7 звуков). Почему звуков больше чем букв? (потому что буква Я стоит в начале слова и обозначает 2 звука)

Посмотрите на доску, что вы видите (схему предложения). Я предлагаю составить предложение по схеме, чтобы в нём было слово Я. (ответы детей)

А сейчас я возьму Новогодний конверт, и мы поиграем в игру «Ловим звук».  Для дедушки Мороза мы соберём пожелания, которые начинаются со звука Я. (дети выбирают картинки  и составляют предложения, если они соглашаются с товарищем, хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами) Пожелания-снежинки  складываю в конверт.

7. Открытый выход из деятельности.

С какой буквой вы  познакомились?

(с буквой Я)

Что мы узнали про букву Я? (что она состоит из двух звуков Й и А).

Что мы положили в конверт для Деда Мороза? (слова со звуком Я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...