Занимательное обучение чтению/ Звук [В] и буква В для детей старшей группы с ОВЗ
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

В конспекте занятия представлен материал для знакомства со звуком и буквой В. Описаны практические игры и задания для детей старшей группы с ОВЗ. Можно использовать и в общеразвивающей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_obuchenie_chteniyu_starshaya_gruppa.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Занимательное обучение чтению   старшая группа

 Тема: Звук [В]  и буква В

Цели:

 Образовательные:

   Учить детей характеризовать звук  В

   - учить определять количество услышанных звуков;

   - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук»,

   «твердый (мягкий) согласный звук»;

   - учить определять место звуков [В],в начале слова

    - научить анализировать слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ; анализировать и сравнивать слова ВОВА  и ВАТА, составлять звуковую схему этих слов.

   Развивающие:

-развивать у детей умение анализировать предложения, слова, слоги

-развивать фонематические процессоры

Воспитательные:

- воспитывать  у детей самоконтроль за речью

Оборудование:

изображение буквы В , доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки, в названиях которых слышится звук В, схемы-паровозики, цветные фишки.

Ход занятия

Знакомство со звуком [В].

На доске висят картинки: ваза, водолаз, вагон.

- Назови все картинки.

- Какой первый звук во всех картинках? [В]

 Когда мы произносим [В], то

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, по середине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «работает» (положить руку на горлышко)

Звук [В] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый.  Обозначается синим цветом.

 Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках, посчитать слоги.

Кто зимой холодной                       Маленький мальчишка

Ходит злой, голодный?                   В сером армячишке

           (волк)                                   По дворам шныряет,

                                                       Крохи собирает. (воробей)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (варежки)

2. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы-паровозики. 1. Звук [В] в начале слова. 2. Звук [В] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [в] в начале или в середине слова: одуванчик, львы, ванна, диван, ваза, василек, сова, корова, садовник, водолаз, вагон.

- Разложите картинки в паровозики. В первом паровозике поедут картинки, которые начинаются на звук [В], во втором паровозике, картинки, в которых звук [В] в середине слова.

Физминутка

Подметаю я свой двор,                (движение метлой)

Собираю в кучу сор.                  (движение руками )

Понемножк , понемножку      

Всю я вычищу дорожку.            (на корточках щипать траву)

Будут все меня хвалить,               (широкий жест руками)

«Молодец!»   мне говорить .        (гладить себя по голове)

3. «Хлопушка»  

(- звук в)     -олк, -ата, -ода

(слог ВА)     -за, -гон, -нна

   4. Анализ буквы        

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква В?

5. Конструирование буквы

 Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней, шнурков, счетных палочек) букву В.

 6. Работа с кассой букв

               ВА-ТА       ВО-ВА   ВАДИМ  

   

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью звуковых кружочков

7.Работа в тетради

Найти и раскрасить 8 букв В  разными цветными карандашами.

8.Пальчиковая гимнастика

Из гнезда торчат   (соединяем большой палец с указательным)

Клювы маленьких стрижат   (соединяем большой палец со средним)

Клювик раз                             ( соединяем большой палец  с безымянным )

Клювик два                            (соединяем большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки                          ( сжимаем и разжимаем кулачки)

Голова                                    (рисуем в воздухе круг )

9. Анализ и чтение слогов: ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

На доске в столбик гласные, ребенок получает машинку с буквой В водитель ребенок едет на машине, останавливается возле букв и дети читают прямые (обратные) слоги

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [в]. Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Знакомство с буквой "Ш".(для детей старшей группы.)

Знакомство с буквой "Ш". (для детей старшей группы.)...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звук [О] и буква О».

Задачи: познакомить детей с новым звуком [О], учить определять место звука [О]. Закреплять умение определять звук (А, У, О) по артикуляции. Учить читать букву О о. Учить писать печатную букву О о....

Конспект совместного занятия "Как Баба Яга стала доброй" .Закрепление буквы Б у детей старшей группы.

На занятиии были поставлены следующие цели:Активизация слухового и зрительного вниманияВыделение звука на фоне слова в легкой позицииОсознание звуковой стороны речиЗакрепление звуковых единиц метаязык...