Как звук [Э] себе букву выбирал.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Сказки про звуки и буквы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pro_bukvy_k_proektu.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как звук [Э] себе букву выбирал.

Жили-были в русском алфавите звуки. Произносили их, слышали, но никто не видел. Стали звуки себе буквы-образы подбирать. Кто попроще, кто покрасивее, кто-то старался, чтоб буква на звук была похожа. Вот [О], например и не думал долго.

- Раз губы кружочком, когда меня произносят, то и буква такая будет.

Звук [С] тоже подхватил: «Раз губы улыбаются, когда меня произносят, то я буду на улыбку похож». И улеглась буква С, улыбается. Надоело лежать, скучно. Встала буква С и сказала своему братцу-звуку: «Ты как хочешь, улыбайся себе на здоровье, а я лежать все время не собираюсь. Я стоять хочу и буду похожа на месяц в небе или сыр, от которого мышка кусочек откусила. Звук [С] спорить не стал, только улыбался.

Так звуки придумывали себе буквы, было у них весело. Но иногда без споров и разногласий не получалось.

Так звук [Э] тоже себе букву захотел. А был этот звук немного вредным, немного капризным. Очень любил дразниться, все «Э!» кричал, да язык старался всем показать. Из-за этого с не очень-то и дружили другие звуки.

Вот решил звук [Э], что буква ему нужна самая необычная. Ходил, летел, смотрел, все выбирал. Очень нравилась ему буква О. И решил он: «Я вредный,  сейчас у звука О его букву отберу. Я ведь тоже гласный, меня спеть можно».

Только буква О не из робкого десятка была и звук у неё был смелый.

- Ох, я тебе сейчас покажу, как на чужие буквы заглядываться. Свою выбирай!

Испугался [Э], быстро кусочек у своего круга убрал и думает:

- Вот теперь на О не похоже, такая буква будет.

Тут увидела это дело буква С и тоже возмущаться стала:

- Это звук у меня все время улыбается, а я не согласна, чтоб ты, буква Э, на меня похожа была. Хоть на голову встань, хоть на спину ложись, но не бывать тебе, как я.

Обиделся звук [Э] на  буквы О и С, и по своей привычке язык им показал, но так как звук был немного трусливым, он от всех отвернулся.

Так и получилась буква Э. если в слове стоит она первая, то кажется, что отвернулась буква и тихонько дразнится.

Почему буква Р на топор похожа.

Расскажу я вам, ребята, историю. Был у меня один знакомый – звук. Его не особенно любили, потому что выговаривать трудно было. Многие ребята с ним не дружили. Что за звук такой догадались? Точно – это был звук [Р].

Но звук [Р] не расстраивался и считал себя самым – самым. Ведь он самый трудный, самый раскатистый, самый громкий и самый активный. Хоть звук [Р] был звонкий, но любил стоять и в начале слова, и в середине, и в конце. Никакого глухого парного звука не хотел и еле-еле терпел своего мягкого братца  [Р’]. И то только потому, что  [Р’] был не такой громкий и не такой раскатистый.

Слишком требовательный звук [Р] был и к своей букве. Очень хотелось ему, чтобы буква была самая запоминающаяся. Но самую простую букву уже взял себе звук [О]. Опередил его и звук [Т], взял букву, похожую на молоток. Даже звук [Ж] выбрал букву, похожую на жука, а [Р] никак не мог определиться с буквой.

Однажды, увидел звук, как дровосек рубит дрова топором. И звук был такой: тр-р-рах!

«Вот какая должна быть моя буква, - обрадовался [Р], разглядывая топор. - И слышно меня в этом слове лучше  других. Я один там звонкий».

Так стала буква Р похожей на топор, только немного круглая, чтобы страшно не было. И смотрит буква Р всегда только вправо.

А ребята, которые подружились со звуком [Р], очень быстро это запоминают и букву всегда пишут правильно.

 Сказка  «Почему буквы Ш и Ж не дружат с буквой Ы».

Жили-были буквы Ш и Ж. Всем были хороши: согласные, парные. Только очень твердые, никогда они мягкими не бывали. Боялись их  все гласные буквы. Встанет гласная буква А после Ж, а он как зажужжит!!! А Ш шипел на все гласные, как змея. Но самой пугливой оказалась буква Ы.Только один разок и пожужжал Ж, да пошипел Ш на букву Ы. Она так испугалась, что спряталась в самый дальний угол алфавита. Решили тогда гласные буквы с Ш и Ж больше не стоять, а хулиганов вообще прогнать из алфавита. Но буквы Ш и Ж стоят твердо, шипят, жужжат в ответ. Вот-вот все подерутся! Что же делать? Тогда буква И, как самая добрая и веселая сказала:

- Так и быть! Пусть в словах, которые мы произносим с Ш и Ж останется звук [Ы]. А в словах, которые мы пишем и читаем, буду стоять с ними Я, буква И.

Так и появилось правило:

ЖИ-ШИ пиши с буквой И!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

"Как скворец себе дом выбирал"

Экологические сказки...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

«Как Эдейка себе профессию выбирал»

Цель: - совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий, на основесоздания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровойдеятельности.Задач...