Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сайфутдинова Эльвира Ринатовна

Знакомство детей с буквой Й.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_y.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»

 

Конспект образовательной деятельности:

«Обучение грамоте»

 Тема: Знакомство с буквой «Й»

Возрастная группа: подготовительная группа

Подготовила воспитатель:

Сайфутдинова.Э.Р

        06.04.20

2020г.

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема непрерывной образовательной деятельности

Знакомство с буквой «Й»»

2.

Доминирующая образовательная область

«Речевое развитие» 

3.

Виды  деятельности детей

Коммуникативная: беседа                                                                             Продуктивная: выполнение заданий

Двигательная: физминутка

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал

(рассматривание картинок)

Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение заданий, физкультминутка

4.2.

Интеграция образовательных областей

 «Физическое развитие» (предупреждение утомления на занятии)

«Социально-коммуникативное» (развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками)

5.

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

6.

Цель:

Знакомство детей с буквой Й.

Задачи:

Планируемый результат

6.1

Воспитательные:

продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

дети умеют слушать взрослого, выполняют все задании по инструкции и не перебивают сверстников.

6.2

Развивающие:

развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; развивать умение выполнять звуковой анализ слов

дети умеют делать звуковой анализ слова, способны на слух определять заданную букву

6.3

Образовательные:

Продолжать формировать умение соотносить звук и букву; пополнять словарный запас

дети умеют соотносить звук и букву;

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Выполнение звукового анализа слов

Использование значков для обозначения звуков

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

9

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Проведение игры, работа в тетрадях и на доске.

Ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Этап

Содержание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель:  Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль.                                                                                                        О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель:

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

Споем?- сказала одна своей соседке.

Я не умею, - грустно сказала та.

А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

Й…Й…Й…

И  правда, не умеешь.  

Странно: все гласные поют, а ты  нет.

Я не гласная.

Согласная, что ли?

Не знаю.

Ну, и кому ж ты такая нужна?

Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

Стои - жалко, что ли.

не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

Сама  догадайся…

Догадались, о какой букве идет речь?

Правильно.                                                                                                  Буква – И краткая.                                                                                                              

3 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком.                                                                               В основном, он находится в середине или в конце слов.                                                                        А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно - звук (Й).

Какой же это звук- гласный или согласный?                                        Чтобы определить, давайте произнесем его.

Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу.                                                                                                                                                                                                                                              Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

7 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й).

Ответьте на вопросы.

Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

Морская белая птица? (чайка)

Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

А теперь немного отдохнем.

 Проведем физминутку

 но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками  помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали  и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей  расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

( Дети танцуют.)

10 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Работа в тетради.

- Буква Й.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Сейчас мы поиграем в необычную игру.

Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом  « Ты».

Бегать,  слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Что изменилось в этих словах?

 ( Появился звук (Й)).

Мы познакомились со звуком (Й)- произносили,

определяли в какой части слов он чаще всего встречается.

 Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

- Молодцы!

7 мин

III.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

С какой буквой  и каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вы можете о них сказать?

3 мин

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий

Содержание

Примечание

1.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Лепка

Лепка из пластилина буквы «Й»

В группе

Конструирование

Выкладывание знакомых букв из счетных палочек

В семье

2

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Демонстрирует знания в сюжетно-ролевой игре «Школа»

В группе

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Составление слогов из знакомых букв

В группе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Коврыгина Т.Е., Шермет Р.Е. Образовательная область «Речевое развитие». «Занимательное обучение чтению». Комплексные занятии, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет/ авт.-сост. Т.Е. Коврыгина, Р.Е. Шермет – Изд.3-е – Волгоград: Учитель, 2016.-268с

2. Электронный ресурс. Режим доступа:  https://bebiklad.ru/14-shkola/bukvyi--v-kartinkah-a-b-vg-d-yo-zh-z-i-y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...

Конспект занятия по обучению грамоте: "Знакомство с буквами Дд, Тт"

Конспект занятия по обучению грамоте : " Знакомство с буквами Дд, Тт"...

конспект занятия по обучению грамоте " Знакомство с буквой Д и звуком Д ".

Занятие посвящено знакомству с буквой Д и звуком Д - Дети помогают гостю- Деду Морозу выполнить задания из волшебной шкатулки : выделить звук Д в слове, найти звук Д в словах, определить позицию звука...