конспект занятия по обучению грамоте " Знакомство с буквой Д и звуком Д ".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Занятие посвящено знакомству с буквой Д и звуком Д - Дети помогают гостю- Деду Морозу выполнить задания из волшебной шкатулки : выделить звук Д в слове, найти звук Д в словах, определить позицию звука в словах, определить звук согласный, мягкий или твердый, установить, что звук Д- всегда звонкий;  складывать слоги с буквой Д, придумывать слова с заданным звуком Д, составлять предложение из заданных слов, посчитать количество слов в составленном предложении. В конце занятия дети получают подарки - новогодние наклейки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком « Д» и буквой «Д» в старшей группе.

Тема«В гостях у Дедушки Мороза».

Цель:

Знакомство с   буквой Д и звуком Д.

Образовательные:

1. Познакомить с буквой Д и звуком Д. 

2.  Учить послоговому чтению. Определять количество слогов в словах.

3. Учить дифференцировать твердый согласный и мягкий       согласный звуки, звонкий и глухой звуки.

4.Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове.  

5. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком , составлять предложение с заданными словами.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух и восприятие.

2. Развивать психические процессы (внимание, память)

 Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к чтению, желание знакомиться с новыми буквами.

Оборудование:

 Игрушка Дед Мороз, магнитная азбука,  буквы, картинки, подарки-новогодние наклейки.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость,      отгадайте:  

    Кто он, с белой бородой,

Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!

Догадались,-…Бармалей?

Кто на праздник Новый год

Нам подарки раздает?

У него есть красный нос,

Это дедушка…(Мороз).

Дед Мороз: «Здравствуйте,ребята! ( дети здороваются).

Перед Новым годом дети прислали мне так много писем, да еще и задания всякие из АБВГДейки ,и я потерял подарки для вас!  Мне нужно их найти!  И мне одному не справиться! Знаю я, что вы любознательные ребята, знаете звуки и буквы! Вы мне поможете?»

Воспитатель: « Поможем , ребята?» ( дети соглашаются).

Дед Мороз: « Вот спасибо!

А задания находятся в моей волшебной шкатулке. Ребята, как только вы выполните все задания, - найдутся и подарки!

Задание первое:

Воспитатель ( достает первое задание-лист из шкатулки):

Гостя нашего зовут….(дети:  Дед Мороз).

Определите,какой первый звук в слове Дед. ( дети произносят : д-д-д-д-д)  гласный или согласный? (согласный, не поется);твердый или мягкий?( мягкий) ;звонкий или глухой?( звонкий, горлышко дребезжит, если приложить ладошку к нему).

Мы поиграем в игру « Забьем гвоздь молотком».( дети имитируют забивание гвоздя в стену, произнося звук»д».

С первым заданием справились, молодцы!

Задание второе: (второй лист из шкатулки)

Выясните, какой первый звук слышен в словах: дым, доска, друг?( твердый Д) Какой первый звук в словах : день, девочка, диван?( мягкий Д). Назовите свои слова с твердым Д, мягким Д.(Дети называют). Молодцы!

Задание третье:(( третий лист из шкатулки)

Установите,в какой позиции слова слышен твердый Д- мягкий Д: Дождь, Дерево, Дорога, Дракон?( в начале слова);

В какой позиции слова твердый Д- мягкий Д : смороДина, поДарок, гороДок, чемоДан?( в середине слова). Умницы и умнички!

Задание четвертое:(четвертый лист из шкатулки)

Рассмотрите букву Д (Буква Д выставляется на магнитную доску).

Буква Д - сама как дом.

    Поселились дети в нем.

Ребята, сравните букву Д с буквой А и буквой Л( дети сравнивают на магнитной азбуке, находят отличия и сходство).

Ребята, обведите пальчиком в воздухе букву Д.

Выложите из палочек букву Д. ( Дети выкладывают).Справились. Молодцы!

Задание пятое: (пятый лист из шкатулки)

« Слоговая таблица»:

ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДЯ, ДЮ, ДИ, ДЕ.

В данной  таблице прочитайте слоги и придумайте с ними слова.

(Дети выполняют.)

Физминутка.

Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку:

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка,

Вот мы к люстре потянулись,

Вот присели, разогнулись.

Вправо-влево наклонились

И на месте покружились.

На носок, потом на пятку-

Вот и сделали зарядку.

Задание шестое: ( шестой лист из шкатулки)        

Выполнить звуковой анализ слова ДОМ, определить, сколько в слове букв, сколько слогов.

(дети анализируют звуки слова).

Молодцы- ребята!

Задание седьмое: ( седьмой лист из шкатулки)

Ребята, рассыпалось слово.

Соберите слово перемещая слоги , расставьте буквы в правильном порядке: ПО-КИ-ДАР. ( один ребенок составляет слово).

Задание восьмое: ( восьмой лист из шкатулки)

Придумайте предложение со словами: дети, Дед Мороз, подарки.

Определите, из какого количества слов вы составили предложение.( Дети выполняют).

Дед Мороз: Ребята, какие вы -молодцы, вы выполнили все задания помогли мне!!! Смотрите, а вот и в шкатулке - ваши подарки!

( Дед Мороз вручает детям подарочные наклейки).

Воспитатель: ребята, давайте скажем спасибо дедушке Морозу.

Чем мы сегодня помогла дедушке Морозу?( вспомнить, чем занимались, что понравилось, что было трудно- подвести итоги).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой М и звуком М’»

Конспект НОД  по обучению грамоте   «Знакомство с буквой М и звуком М’»...