Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.

2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок;

3. Закреплять понятие слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; «одушевленный, неодушевленный» предмет;

4. Упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным в единственном  числе, И. п.;

5. Продолжать автоматизировать поставленные звуки;

6. Воспитывать самоконтроль за своей речью, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №8» «Белоснежка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности

для детей 6– 7 лет

Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

C:\Users\евгений\Favorites\Downloads\2184524061158.png

Воспитатель: Банщикова Ю.С.

Мегион, 2019год

Программное содержание:

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.

2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок;

3. Закреплять понятие слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; «одушевленный, неодушевленный» предмет;

4. Упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным в единственном  числе, И. п.;

5. Продолжать автоматизировать поставленные звуки;

6. Воспитывать самоконтроль за своей речью, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательность.

Оборудование: клубок, мячик, сундучок, 4 замка и ключа, письмо, карточки слова – предметы по количеству детей, карточки слова – действия по количеству детей, картина с контуром предметов + цветные картинки, схемы предложений по количеству детей, предметные картинки (лампа, стол, лыжник, лыжи, кот с балалайкой, стрелки) для составления предложения.

Предварительная работа: дидактические игры «Назови действие», «Доскажи предложение»,  «игры – загадки»,  упражнение с массажными мячами «Колючий ёж», речевая игра с мячом «Живое, не живое», «Найди словечко», отгадывание загадок.

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А, что говорят радушные  хозяева, когда  встречают гостей?

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим   нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

Гостям и  друг другу улыбнёмся.

Игра «Назови своё имя ласково»

Воспитатель: А наш волшебный клубочек ещё крепче сделает вашу дружбу и поможет вам назвать своё имя ласково (дети по очереди передают клубок, при этом называют свое имя ласково).

Дети: Меня зовут Егорушка. Меня зовут Сашенька…

Воспитатель: Ребята, клубочек помог вам стать ещё добрее и крепко связал вас ниточками доброты, взаимопомощи. Помните об этом и не забывайте помогать друг другу в трудную минуту.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, нам пришла посылка. Здесь написано: «От деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо) 

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь сундучок, да не простой с замками и письмо. Интересно, что в нем? А как же мы его откроем, ключей у нас нет (выслушать ответы детей)

Воспитатель: Ой, мы совсем забыли про письмо. Давайте прочитаем и узнаем что случилось.

Дети: Да.

«Дорогие дети!

Пишет вам дед Грамотей из страны АБВГДейка! Со мной приключилась беда. Я потерял все ключи от моего волшебного сундучка,  все слова разбежались и  предложения рассыпались. Жители моей страны теперь говорят не грамотно. Скорей ключи вы  отыщите. К замкам вы их приложите. Тогда сумеем слова все  подружить.  И снова красиво будем говорить! Я буду очень, очень ждать. Хочу скорее всех обнять! Желаю успеха!

                                                                                                                дед Грамотей»

Воспитатель: Ну что ж, поможем  деду Грамотею?

Дети: Да!

Воспитатель: Чтобы нам найти ключи надо выполнить задания. Посчитайте сколько замков на сундучке (дети 4). Если замков у нас четыре. То и заданий будет тоже четыре. Ну что приступим?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак. Первое задание.  Нам нужно назвать живой и не живой предмет, а поможет нам в этом мяч.

1. Задание. Игра «Живое - неживое».

Воспитатель: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах? 

Дети: Что это?

Воспитатель: А о живых?

Дети: Кто это?

Воспитатель: Я сейчас буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны назвать предмет.

Воспитатель: Готовы! Ну, тогда   мяч лови, и мяч бросай,  живой иль неживой предмет называй (девочка, мяч, рыбка, зайчик, воробей, малина, солнышко, стул).

Воспитатель: Молодцы! Но это еще не все. Слушайте внимательно!

Воспитатель: Вам сейчас нужно взять по одной карточке и прикрепить на мольберт с нужным  вопросом (дети прикрепляют на мольберт к нужному вопросу карточки с предметами, после спросить каждого ребенка на какой предмет отвечает слово).

Воспитатель: Итак, давайте вспомним еще раз, какие слова мы с вами называли. Что они обозначают?

Дети: Слова-предметы.

Воспитатель: На какие вопросы они отвечают?

Дети: Кто? Что?

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием вы справились и получаете первый ключ. Давайте прикрепим его к первому замку. Теперь все слова – предметы на своем месте. Проходите, присаживайтесь на свои места.

2. Задание.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, вам нравится эта картина? (выслушать ответы детей). А что на ней не так? Как вы думаете, какие слова помогут нам ее раскрасить (выслушать ответы детей). Давайте соберём слова, которые могут нам помочь.  

(спросить каждого ребенка, что он видит при этом называет слово - признак и прикрепляют цветную картинку).

Воспитатель: Солнце какое?

Дети: Жёлтое, круглое, теплое…

Воспитатель: Одуванчик какой?

Дети: Жёлтый, пушистый, круглый…

Воспитатель: Облако какое?

Дети: Белое, пушистое, мягкое…

Воспитатель: Белка какая?

Дети: Рыжая, пушистая, шустрая…

Воспитатель: Ёж какой?

Дети: Маленький, колючий, серый…

Воспитатель: Какие слова помогли нам украсить нашу картину?

Дети:  Слова-признаки.

Воспитатель: Как я задавала вопрос  к этим предметам?

Дети: Какой? Какая? Какое?

Воспитатель:  Значит, мы зарабатываем второй ключ. Только где он. Ведь без него, жители страны АБВГДейка не смогут правильно говорить.

Воспитатель: Вы нечего не слышите? Кто-то плачет. Да это Зайка. Зайка, почему ты плачешь?  

Заяц:  Потому что я некрасивый.

Воспитатель: Ребята, нужно Зайке помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова (дети подбирают слова – признаки, спросить каждого по очереди)

Дети:  Серый, пушистый, милый, маленький, шустрый, длинноухий, быстрый, белый.

Воспитатель: Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам рассказать, описать зайца?

Дети: Слова-признаки.

Воспитатель: И со втором заданием вы справились, мы получаем второй ключ. Прикрепите его ко второму замку. Теперь и слова – признаки поместились снова в сундучок.

Воспитатель: Ребята, у нас осталось еще, сколько заданий? (два). Молодцы! Тогда продолжим!

3. Задание.

Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.

Воспитатель: Нас ждет третье задание. Готовы! Давайте подойдем к столу. (на столе карточки по количеству детей). Ваша задача взять по одной карточки и встать парами.

Игра «Спроси-ответь»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Спроси-ответь».  Дети в парах по очереди задают вопрос Что делает? Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.

Дети: Солнце что делает?

Дети: Всходит.

Дети: Девочка что делает?

Дети: Поливает. и т.д.

Воспитатель:  Ребята, какие слова вы сейчас называли? (слова - действия). Какой вопрос  вы задавали  к словам - действиям?

Дети:  Что делает?

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, могут ли жители страны АБВГДейка обойтись без этих слов?

 Дети: Нет.

Воспитатель: Молодцы! Конечно, нет, и получаем третий ключ. Прикрепите его к третьему замку. И слова – действия теперь в сундучке.

Воспитатель: Ну, что ж, с  третьим заданием мы справились. Нас ждет следующие задание. Готовы. Проходите, присаживайтесь за столы.  Какое по счету задание мы будем выполнять (четвертое).

4. Задание.

Воспитатель: Ребята, какие слова мы собрали для того чтобы предложение было правильно составлено?

Дети:  Слова - предметы, слова-действия, слова-признаки.

Воспитатель: Как вы думаете, а сможем мы помочь жителям говорить правильными предложениями, если слова не подружатся?  

Дети: Нет.

Воспитатель: Послушайте: Мяч, девочка, разноцветным, играть. Это предложение?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что  нужно поставить слова по порядку.

Составление простого распространённого предложения с опорой на схему.

Воспитатель:  Да, конечно чтобы предложение произносить правильно, надо правильно расставить все слова.

Воспитатель: Ребята, следующие задание не очень простое, но я думаю, что с ним вы тоже справитесь.

Воспитатель: Посмотрите, что обозначают эти прямоугольники?

Дети: Количество слов в предложении.

Воспитатель: А что обозначает треугольник?

Дети: предлог.

Воспитатель: Молодцы! Тогда смотрите внимательно, вам сейчас нужно будет составить предложение по схеме. Готовы! (да)

На доске выставляется схема сначала из трех слов, затем из трех слов с предлогом (спросить 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы! А теперь я буду называть предложение, а вы составлять схему. На доске будут подсказки. Давайте вспомним, что обозначает стрелка (слово - действие)

1. Лампа стоит на столе.

2. Лыжник катается на лыжах.

3. Кот играет на балалайке.

Дети выкладывают схемы поочереди на каждое предложение. Возле доски работает ребенок. Проверяют друг друга в парах

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Мы получаем четвертый ключ. Давайте прикрепим его к 4 замку. Смотрите волшебный сундучок деда Грамотея открылся. Теперь все слова в предложениях встали на свои места и жители  страны АБВГДейка снова смогут говорить грамотно. Какие слова мы с вами искали (слова – предметы, слова – признаки, слова - действия).

Воспитатель: Ребята, смотрите, а здесь для вас сюрприз. В этих раскрасках спрятались слова – предметы, слова – признаки, слова – действия. Когда вы их раскрасили, то узнаете какие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе

Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности речевому развитию дошкольников в подготовительной группе

Конспект   непосредственно – образовательной деятельности  речевому развитию дошкольников  в подготовительной   группе Интеграция образовательных областей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: «Звуки И – Ы».

г. НевинномысскКонспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. Приоритетная образовательная обл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...