Картотека игр по обучению грамоте для воспитанников подготовительной к школе группы
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Марина Владимировна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр по обучению грамоте

для воспитанников  подготовительной к школе группы

Подготовила: Иванова Марина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Игра 1. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор» - мама), она называет любую букву.

Ребенок называет слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться).

Игра 2. «Магазин»

Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Мама  «покупатель»), она задаёт букву, на которую ребёнок  придумывает  слова.

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Мама  говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Ребёнок  говорит  слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять   ребенка в  делении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Ребёнок  берёт  на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего мама говорит, чтобы ребёнок  нашёл  себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

Игра 4. «Имена»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Мама, бросая мяч ребёнку , предлагает ему  назвать  своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, мама  говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».

Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Мама  говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

Игра 6. «Как зовут детей?»

Цель: упражнять ребенка  в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук картинки составляет букву нового слова.

Ход игры. Мама  говорит, что к нам на занятие пришли гости  и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.

Игра 7. «Телевизор»

Цель: упражнять ребенка  в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.

Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.

Ход игры. Мама  предлагает ребёнку  посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого ребёнок подходят к столу, берёт  перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем мама  предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.

Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.

Ход игры. Мама  говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помоги  художнику, возьми  по одной картинке  и поставь её под той буквой, с которой начинается слово.

Игра 9. «Мамина сумка»

Цель: упражнять ребенка  в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.

Материал: не требуется.

Ход игры. Мама  говорит, что она  пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Ребёнок  называет слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.

Игра 10. «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).

Ход игры. Мама  предлагает ребёнку  посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет.  Ребёнку необходимо определить лишнюю картинку.

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

Игра 11. «Клад»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: картинка с изображением драгоценностей.

Ход игры. Мама  заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К.

 Ребёнок  ходит  по квартире  и ищет предметы на заданный звук, спрашивая у мамы:

— Этот предмет кукла?

— Нет.

— Ковёр?

— Да.

Ребёнок  находят под ковром картинку с кладом.

Игра 12. «Лото»

Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.

Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.

Ход игры. Мама предлагает ребёнку  вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.

Игра 13. «Рассели животных по домикам»

Цель: упражнять ребенка  в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с буквой; развивать мыслительные операции, память.

Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены буквы.

Ход игры. Мама  говорит, что животные просят, чтобы их заселили   в домики, где изображены буквы. Потом предлагает ребёнку  взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук животного на картинке соответствовал букве.

Игра 14. «Я купила в магазине»

Цель: упражнять ребенка  в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Материал: микрофон.

Ход игры. Мама  начинает игру с фразы «Я купила в магазине АВТОБУС». Ребёнок  называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

Игра15. «Кузовок»

Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданный звук.

Материал: корзинка, фишки.

Ход игры. Мама говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к][к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).

«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Ребёнок сам придумывает слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Мама  поощряет его  фишками.

Игра 16. «Азбука упала»

Цель: упражнять ребенка в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

Ход игры. Мама  читает стихотворение:

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

И ударилась немножко.

Собери  буквы и правильно их напиши.

Игра 17. «Буквы спрятались»

Цель: учить ребенка  находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.

Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.

Ход игры. Мама  показывает ребёнку картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.

Игра 18. «Начерти в воздухе букву»

Цель: развивать у ребёнка зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

Материал: не требуется.

Ход игры. Мама  говорит: « Представь, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давай это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом; можно задействовать и другие части тела.

Игра 19. «Зашифрованная буква»

Цель: развивать у ребёнка зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры. Ребёнку  предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Он по команде мамы  берёт маркер и выполняет  алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

Игра 20. «Угадай букву по описанию»

Цель: учить ребёнка угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

Материал: не требуется.

Ход игры. Мама говорит ребёнку, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»

Мама  предлагает ребёнку самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».

Игра 21. «Да-нет-ка с алфавитом»

Цель: учить ребёнка задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Мама показывает алфавит, загадывает букву. Ребёнок  должен её отгадать, задавая вопросы маме  по местонахождению буквы. Мама  может отвечать только «да» или «нет». Например, ребёнок  спрашивает: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» 

Игра 22. «Холодно-горячо»

Цель: учить ребёнка задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Ребёнок - сыщик, он пытается угадать букву, которую загадала мама  путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Мама  отвечает «холодно», если ребёнок   ищет  в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, ребёнок  спрашивает: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.

Игра 23. «Магазин»

Цель: упражнять ребёнка в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Ребёнку  раздаются «деньги», где написаны цифры. Он приходит в магазин, берёт картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Мама  кассир. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус- та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

Игра 24. «Рассели животных по домикам»

Цель: учить ребёнка  находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.

Ход игры. Мама  показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов. Ребёнку  необходимо взять  картинку и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.

Игра 25. «Имена»

Цель: упражнять ребёнка  в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).

Ход игры. Мама показывает ребёнку  домики и говорит, что он должен  в них заселиться.

 В домик с одним окошком заселяются те , в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/08/19/kartoteka-igr-po-obucheniyu-chteniyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...