Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство - Мудрое Государство»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Корнеева Таисия Николаевна
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство - Мудрое Государство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_otkr._podgot._gr._.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории     Корнеева Таисия Николаевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»

          Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

          Задачи :

  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Развивать умение у детей давать основные характеристики звуков; Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Закрепить знание названия букв алфавита и их зрительного образа.
  • Тренироваться в конструировании букв.
  • Упражнять детей в умении «исправлять» слова, где пропущены буквы. Совершенствовать умение составлять слова из предложенных слогов.
  • Закрепить понятие, что такое предложение;
  • Продолжать учить составлять предложения с заданным словом с помощью схемы;
  •  Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.
  • Прививать интерес к УНТ.
  •  Развивать у детей словесно – логическое мышление, фонематический слух, внимание и память.
  • Развивать у детей моторику рук, связную речь, коммуникативные навыки общения.
  • Воспитывать любовь к родному языку, доброжелательность,взаимопомощь.

           Предварительная работа: Знакомство с буквами русского алфавита. Занимательные игры и упражнения с буквами. Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.

           Развивающая среда: Макет корабля. Презентация на экране, изображающая: Бухту Безмолвия (Первобытные человечки), Остров Звуков (изображение птиц, зверей, насекомых), Остров Буки – Буки – Закорюки (буквы в виде человечков), Бухта Деда Буквоеда (смешной старичок, глотающий буквы), Остров Мастерская Слова (фигура Деда Грамотея в окружении букв), Книжное Царство (Пляшущие человечки в окружении Азбуки – Царицы). Дидактическое пособие «Угадай животное», цветы для д/и «Собери цветок», карточки с заданиями к игре «Оборванная буква», массажные мячики для пальчиковой гимнастики, шары со слогами. Книги со сказками.

           Ход занятия:

   Воспит-ль: Ребята! Вы хотите отправиться в путешествие? Нас в гости к себе зовут жители Книжного Царства. Они приготовили для вас подарок! Но мы его не можем получить просто так. Ведь, как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда! По дороге в Книжное Царство нам предстоит делать остановки, где мы будем выполнять разные задания. Если справимся со всеми заданиями, то Царица Книжного Царства пропустит нас в свои владения. О чём же мы будем говорить во время нашего путешествия? Сейчас узнаем, только лишь загадки отгадаем.

 

  1. На страницах букваря

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.       (Алфавит)

2. Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я,

Он не атлас, не словарь,

Как зовут его?...

(букварь)

4.   Без языка, без голоса, а всё расскажет.     (Книга)

   Воспит-ль: - Ну, вот, загадки отгаданы. Нам пора отправляться в путешествие. Книжное Царство находится среди множества островов, бухт посреди Океана Знаний. Много испытаний и приключений ждёт вас в пути. На чём же нам можно отправиться?

/Ответы детей./

   Воспит-ль: Сегодня мы отправимся в путь на корабле, а я буду вашим капитаном (воспитатель  повязывает себе матросский воротник).  Садимся в корабль, снимаемся с якоря, отправляемся в плавание по Морю – Океану Знаний и конечным нашим пунктом будет Книжное Царство – Мудрое Государство.

/Дети садятся в построенный корабль./  на экране заставка моря и шум волны

   Воспит-ль: Пока наш корабль приближается к первому пункту нашего путешествия, хочется вот о чём с вами поговорить. У русского народа на все случаи жизни есть мудрые высказывания, иначе их называют пословицами и поговорками. И вот что сказано про буквы и азбуку:

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Без букв и грамматики не учатся математике.
  • Испокон века книга красит человека.

   - Ребята, а почему так говорят, как вы думаете?

/Ответы детей./

   

   Воспит-ль: - да, ребята, без знания  букв не сможете обучиться грамоте. Без них ни читать, ни писать не сможете, да и другие науки, не умея читать, изучить невозможно. А теперь наш корабль прибывает в Бухту Безмолвия.  

 Дети выходят из корабля, становятся полукругом перед экраном.

(На экране– рисунок с изображением первобытных людей, общающихся жестами)

   «Бухта Безмолвия».

   Воспит-ль: - А вот и жители Бухты. Ребята, а кто из вас догадался, почему это место так странно называется и почему местные жители не встречают нас торжественными речами?

/Ответы детей./  что они показывают друг другу?   (Общаются с помощью жестов)

   Воспитль: Верно. Прежде, чем люди научились читать и писать, они научились говорить. А вот как они придумывали слова, как это происходило, об этом можно только догадываться. Как же общались люди, пока не появились слова, речь? (с помощью жестов и знаков.)  Ребята, и до сих пор люди не всегда имеют возможность разговаривать по разным на то причинам, поэтому общаются при помощи жестов. Давайте попробуем и мы вместе с вами представить этот мир безмолвия и отгадать, что означает тот или иной жест.

   Задание  «Отгадай жест»

Посмотрите внимательно на экран. Жесты : приветствие, мир, внимание, угроза, тихо.

      Воспит-ль: - Молодцы! Хорошо справились с заданием, плывём дальше.

 (Дети садятся в корабль – море, шум волны.)

 Воспит-ль: - Каким был мир безмолвия человека, вы сейчас смогли увидеть и представить. А окружающая его природа разговаривала, и первые звуки человека появились, благодаря природе, она была его первым учителем. Тогда люди жили в полной гармонии с природой, в единстве с животным миром.

 Наш корабль очень быстро прибывает на «Остров Звуков».

Дети выходят из корабля, становятся полукругом перед экраном.

 (На экране – изображение птиц, зверей, животных.)

  -Послушайте внимательно, какие звуки слышал человек и попробуйте угадать, кто из представителей животного мира их произносит.

Задание  «Угадай животное»

/Дети угадывают голосам зверей, птиц и т. д./

   - Постепенно из мира безмолвия человек пришёл в мир звуков.

   Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

-Итак, какие звуки речи вам известны? (гласные и согласные).

Хорошо, а на какие две группы можно разделить все согласные звуки? (твердые и мягкие)

Игровое упражнение  «Собери цветы заморские»

- Дети, сильный ветер подул с океана и растрепал красивые заморские цветы, растущие на острове Звуков. Нам нужно всё разложить по своим местам, собрать лепестки.

Вот смотрите, у каждого цветка своя сердцевинка разного цвета. Но неспроста, цвет сердцевинки означает звуки речи. Напомните мне, какие звуки обозначаются красным цветом? (гласные). Да,  значит вы должны к красной сердцевине присоединить лепестки, на которых изображены предметы, начинающиеся на гласный звук. А как вы думаете, к синей серединке мы прикрепим лепестки с какими словами? (начинающиеся на тв. согл. ) А зеленый цвет серединки, значит на какой звук должны начинаться ваши слова? (начинаться  на мягк. согл.)  Верно, приступайте. Я сейчас каждому из вас раздам по одному лепестку, вы посмотрите на картинку, изображённую на ней, подумайте на какой звук начинается это слово и определите, каким является этот звук: гласным, твердым согласным или мягким. А затем прикрепите свой лепесток к серединке соответствующего цвета.

Восп-ль проверяет правильность выполнения задания детьми.

Молодцы. Задание выполнено, поплыли дальше по Океану Знаний в Книжное Царство – Мудрое Государство.

(Дети садятся в корабль – море, шум волны.)

-Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звуки – слышим, произносим)

-  Да, люди придумали для обозначения звуков буквы и получился алфавит – семья букв

И нам сейчас на острове «Буки – Буки – Закорюки» очень пригодятся ваши знания букв, иначе нам не добраться до Книжного Царства – Мудрого Государства.

А мы с вами уже прибываем на остров «Буки – Буки – Закорюки».

Дети выходят из корабля, становятся полукругом перед экраном

(На экране изображены буквы в виде человечков на острове)

. - Ребята, помните мы с вами ранее разучивали стих-е про буквы? Кто хочет его сейчас рассказать на острове?

      Ребёнок: - Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас пришли –

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

- Да, ребята дружить с буквами надо, чтобы быть грамотным и образованным.

- Дети, мы же с вами уже знаем все буквы русского алфавита. Я вам предлагаю сейчас поупражняться в загадывании и отгадывании загадок о буквах. Покажем Букам-Закорюкам какие мы молодцы!  

 

Игровое упражнение «Угадай букву»

 - По описанию угадайте, о какой букве идёт речь.

Дети (5 чел.) загадывают выученные наизусть загадки о буквах, а после отгадывания товарищами показывают эту букву.

Букве «И» она подружка,
Только палка на макушке,
С этой буквой всё в порядке,
Называется…й (и краткое)

Половинка буквы «О»,
Больше нету ничего,
На конце у слова «лес»
Разместилась буква…С (эс)

Рядом с палкой мягкий знак
Здесь стоит не просто так.
Нам оставила следы
В алфавите буква… ы

Я писал её до полдника –

Перекладина, два столбика.        

Как турник, иль дверь в купе,

В алфавите буква ... (П)

Букву "П" перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получили букву ... (Ц)

  - Ребята, жители острова «Буки – Буки – Закорюки» приготовили для вас задания! Присядьте за столы.     Дети садятся за столы.

   Задание   «Изобразите буквы с помощью счётных палочек».

- Дети, я вам сейчас буду называть слова, а вы должны выложить из счётных палочек первую букву, с которой это слово начинается.

 Восп-ль диктует слова :

Гудок, Наука, Машинист, Такси, Школа.

- Дети, а вы знаете, что на острове «Буки – Буки – Закорюки» живёт дед Буквоед, который очень любит полакомиться буквами алфавита. (На экране появляется картинка деда Буквоеда)

 И вот некоторые из них он уже откусил. Жители Книжного Царства просят нас помочь им вернуть их друзей на остров, чтобы они могли вместе со всеми буквами жить и играть.  

   Задание  «Оборванная буква»

Дети ручкой дописывают буквы, восстанавливая их полный образ. (работа с раздаточным материалом)

   Задание  «Буква потерялась»

  - Ах, вот ещё одна беда: непослушные буквы покинули своё место в слове. Посмотрите, на экране сейчас появятся слова, которым тоже нужна ваша помощь. Если вы правильно назовёте слово, то буква тут же появится и станет на своё место обратно.

На экране слова с пропущенными буквами

*лаг

     *читель

по * зд

 - Молодцы! У нас с вами всё получилось. Можем отправляться дальше в путь. А впереди нас ждёт остров под названием «Мастерская слова».

(Дети садятся в корабль – море, шум волны.)

-  Ребята, на дне океана Знаний обитает много морских ежей. Часто их выбрасывает после шторма волной на берег. (на экране появляется картинка морского ежа).

Я вам сейчас предлагаю с ними немного поиграть. Представьте, что у вас в руках морской ёж.

Пальчиковая гимнастика

Я ежом круги катаю,

Взад – вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем ёж прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Ёж летает между рук.

- А вот уже впереди и виднеется остров «Мастерская слова».

- Как вы думаете, почему он так называется? (на нём делают, составляют слова)

Дети выходят из корабля, становятся полукругом перед экраном.

- Мы с вами оказались на острове «Мастерская слова». (На экране изображается фигура Деда Грамотея в окружении букв)

- Ребята, на этом острове проживает вот такой умный и грамотный дед Грамотей, который любит много читать.  

Игровое упражнение «Смастери слово»

Смотрите здесь на острове летают волшебные шары (восп-ль ставит магнитный мольберт  с шарами, на которых написаны слоги)

- А почему они необычные? Что вы видите на них?

(на них написаны слоги)

- Да, верно.  Я думаю, что вы уже догадались, какое задание приготовил вам дед Грамотей? (из слогов составить слова)

- Это точно дед Грамотей нам их отправил, чтобы вы смастерили слова. Ну что ж давайте попробуем порадовать деда Грамотея, покажем чему вы научились.

Дети выполняют задание.  Слова: вокзал, добро, книги.

- Ребята, а как вы думаете. Сколько слов живёт в русском языке? /Ответы детей./

   - Действительно, очень много. И чем больше человек всего узнаёт, тем больше он знает слов.

   Задание «Ребусы»

   Воспит-ль:  - Вы любите играть в прятки? Вот и слова, которые живут на этом Острове, тоже решили поиграть с вами в прятки:

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждёт:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну – кА, кто меня найдёт?»

Дети разгадывают ребусы.

- Дети, а что же получается из нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль? (Предложение)

Задание «Составь предложение»

- Дети, дед Грамотей не отпустит нас с острова, пока мы не выполним его последнее задание. Смотрите на экране есть вот такое изображение. Что это? (схема предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

- А какие правила про предложение вы знаете? (начало предложения всегда пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться точка)

- Хорошо. Составьте, пожалуйста по этой схеме предложение с любимым словом деда Грамотея – со словом КНИГА. Но для начала скажите мне, сколько слов должно быть в вашем предложении?

(4 слова).

 Дети составляют предложения и все вместе проверяем количество слов в предложении.

 - Молодцы. Всё сделали хорошо. Мы прощаемся с дедом Грамотеем и отправляемся дальше в плавание по Океану Знаний.

(Дети садятся в корабль – море, шум волны.)

- Ну. Ребята, вы просто отличники! Справились с заданиями! Преодолели все препятствия на пути к Книжному Царству! И вот наше путешествие подходит к концу. Уже виднеется большой последний Остров.

   - Вот и Книжное Царство, Мудрое Государство! Нас здесь встречает придворный. А вот и Царица этого Царства - сама Азбука! (На экране изображена книга Азбука – Царица  в окружении пляшущих книжек.)

Теперь двери в это Государство для вас всегда открыты! Посмотрите! Какой подарок для вас сделали жители этой страны. Это же книга! (Дети благодарят)

 Жители этого Книжного Государства надеются, что книги станут вашими лучшими друзьями. Читайте, становитесь людьми мудрыми и учёными!

-Ну что ж нам с подарком, который вы заработали за свои знания и правильные ответы, пора отправляться в обратный путь и возвращаться в наш д/ сад.      

(Дети садятся в корабль – море, шум волны.)

 Подводится итог занятия.

   – Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы помните, на каких Островах и Бухтах мы делали остановки?

/Ответы детей./

  - Что вам понравилось больше всего? Какой остров был для вас самым интересным?

/Ответы детей./

 - Все ребята – молодцы! Из вас вырастут настоящие путешественники! Смелые и любознательные!

- А вот и виднеется наш родной д/сад, мы причаливаем к берегу.

Дети выходят из корабля.

 Задание «Прочитай слово»

Воспитатель: 

- Дети, я как капитан нашего корабля, выражаю вам благодарность за такое плодотворное путешествие со мной. А как я оцениваю вашу работу сегодня вы узнаете, если прочитаете это слово.

Перед вами цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626029/img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года....

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в             подготовительной группе.   Программное содержан...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в подводное царство"

Конспект НОД по обучению грамоте по теме "Мир морей и океанов"....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"

Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:·        Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну "Пиши-читай"

Цели:Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.Задачи:1.Образовательные:- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.- Совершенствовать фонематический слух...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Письмо от Мудрой Совы"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Письмо от Мудрой Совы"...