Звук и буква Р
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Звук и буква Р.
Цель: Формирование представления о звуке и букве Р.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить звуки и буквы О, А, У, М, С, составление и чтение слогов с ними;
Познакомить детей со звуком и буквой Р;
Учить выделять звук Р из других звуков, в слогах, давать его характеристику, придумывать слова;
Закрепить умение определять место звука Р в словах;
Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх звуков;
Учить читать слоги и составлять слово с новой буквой;
Развивающие:
Развивать воображение, память, мышление, фонематический слух;
Воспитывающие:
Воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе;
Ход занятия:
Вос.: Ребята, посмотрите, сколько у нас много кубиков? А что в них необычного?
Дети: На кубиках написаны буквы.
Вос.: Какие бывают буквы?
Дети: Гласные исогласные.
Вос.: Давайте поиграем с кубиками и построим из них два дома. Как вы думаете, какой дом можем построить на красной полянке?
Дети: Дом из кубиков, на которых написаны гласные буквы.
Вос:Какой дом мы можем построить на синей полянке?
Дети:Дом из кубиков, на которых написаны согласные буквы.
Вос: Строите эти дома(дети строят дома из кубиков).
Вос.: Давайте проверим, правильно ли вы выбрали кубики, Здесь унас построен дом из гласных букв. Давайте их произнесём
Дети: А, О, У.
Вос.: Правильно? А теперь проверим дом из согласных букв. Назовём их.
Дети: М, С.
Вос.: А сейчас, давайте разберем наши дома, соединим кубики парами, так, что бы гласная буква соединилась с согласной и прочтём, что у нас получилось (дети читают полученные слога) А давайте выстроим большой общий дом из всех кубиков (дети строят дом).Как мы можем назвать наш дом?
Вос: Чем отличается буква от звука?.
Дети: Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем.
Вос: Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком, а с каким вы узнаете, когда я прочту стихотворение
Красивую квартиру
Построили для Иры
Оранжевые двери,
Коричневый паркет.
Строители старались
Спешили, упирались
Красивей той квартиры
В микрорайоне нет.
Дети: Это звук Р
Вос.: Правильно дети. Давайте с вами определим какой это звук.(дети произносят звук Р)
Дети: Это звук согласный, потому что во рту воздух встречает преграду и он не может выходить свободно. Ниточка рвётся.
Вос.: Каким цветом мы его будем обозначать?
Дети: синим
Вос.: Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить различные звуки, а вы когда услышите звук Р , хлопайте в ладоши (воспитатель произносит разные звуки, а дети хлопают). А сейчас игра «Поймай слог»(воспитатель произносит разные слоги, а дети хлопают, когда услышать слог с Р). А теперь произнесите слова, в которых встречается звук Р( дети называют слова со звуком Р).
Вос.:(воспитатель показывает карточку с буквой). Звук Р обозначается на письме буквой Р. Давайте поставим букву Р в свой домик( дети ставят карточку в наборное полотно на стене). Я хочу вам подарить новый кубик на котором написана новая буква, для того что бы дом стал ещё больше. Но прежде чем поставить его в наш дом «Букваренок», давай хорошенько рассмотрим букву Р. На что он похожа?
Дети:…………..
Вос: Из скольких элементов состоит буква Р?
Дети: Из двух.
Вос: Назовите их.
Дети: Палочка и дуга.
Вос: Нарисуйте её в воздухе. А сейчас изобразите её. А сейчас подойдите к столу. На нем находится различный бросовый материал, выберите себе подходящий и выложите из него букву Р. А сейчас поставьте кубик в общий дом и проходите за столы. У вас на столах лежат дома из картона, на которых написаны слога с буквой Р. Давайте прочтем их. С какого этажа начнем читать?
Дети: С первого.
Вос: Ставим пальчик на первый этаж и начинаем читатьсначала по одному, а потомвсе вместе.
Все: АР, ОР, УР, РА, РО, РУ.
Вос: Сейчас я вам покажу картинку, а вы узнайте что это(воспитатель показывает картинку окно в раме).
Дети: Это окно.
Вос: Во что вставляется стекло в окне?
Дети: в раму.
Вос: Действительно, посмотрите на наше окно, стекло вставлено в деревянную раму.
Вос: Давайте произнесём слово РАМА и узнаем из скольких частей оно состоит.
Дети: Из двух (хлопки).
Вос: Назовите первую часть.
Дети: Ра
Вос: Назовите вторую часть.
Дети: Ма
Вос: Выложите это слово на столе, пользуясь кассой букв, и обозначьте каждую букву кружочком. А Петя пойдет и выложит это слово на мольберте (дети выкладывают слово РАМА и внизу каждой буквы кладут кружочек).
Вос: Давайте проверим, что у вас получилось. Читаем первый слог.
Дети: РА.
Вос: Читаем второй слог.
Дети: МА.
Вос: Посмотрите, правильно ли Петя выложил кружочки ипочему
Дети: Р – синим, он согласный. Звук А – красным, он гласный.Звук М – синим, он согласный.Звук А – красным, он гласный.
Вос: А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка.
Я хочу построить дом,
(руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(руками рисуем окно)
Чтоб у дома дверь была,
(открываем воображаемую дверь)
Рядом чтоб сосна росла.
( руки поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
(кружимся вокруг себя)
Пёс ворота охранял,
(шагаем на месте)
Солнце было, дождик шёл,
(сначала рисуем круг, а затем хлопаем в ладоши)
И тюльпан в саду расцвёл!
(соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Вос: Скажите пожалуйста, на каком месте в слове РАМА стоит звук Р?
Дети: В начале слова.
Вос: Где мы поставим фишку в нашем светофоре?
Дети: В первую ячейку.
Вос: Сейчас я предлагаю вам поиграть. На экране будет появляться загадка. Если вы её правильно отгадаете, то появиться ответ (на экране появляются загадки. Дети отгадывают поочерёдно и на экране появляются ответы в виде картинок).
Замечательный дружище,
Она с винтом пустилась впляс.
Деревянная ручища
А тот, кружась,в доске увяз.
Да железный обушок, ( Отвертка)
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе.( Топор)
Круглая, но не таблетка,
Всё измеряет….(Рулетка)
Вос.: Что объединяет эти слова?
Дети: Это все инструменты. Во всех этих словах есть звук Р.
Вос: На каком месте в слове ТОПОР стоит звук Р.
Дети: Он стоит в начале слова.
Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.
Вос: На каком месте в слове ОТВЕРТКА стоит звук Р.
Дети: Он стоит в средине слова.
Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.
Вос: На каком месте в слове ТОПОР стоит звук Р.
Дети:Он стоит в конце слова.
Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.
Вос: Вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы занимались? Что было для вас трудным? Что было самое интересное на занятии?
Вос: А сейчас, я предлагаю попробовать пирог в виде буквы Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....