Звук и буква Р
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шаронова Татьяна Николаевна

Формирование представления о звуке и букве Р.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звук и буква Р.

Цель: Формирование представления о звуке и букве Р.

Задачи:

Образовательные:

 Закрепить звуки и буквы О, А, У, М, С, составление и чтение слогов с             ними;

Познакомить детей со звуком и буквой Р;

Учить выделять звук Р из других звуков, в слогах, давать его характеристику, придумывать слова;

 Закрепить умение определять место звука Р в словах;

 Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх звуков;

 Учить читать слоги и составлять слово с новой буквой;

 Развивающие:

 Развивать воображение, память, мышление, фонематический слух;

 Воспитывающие:

 Воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе;

Ход занятия:

Вос.:  Ребята, посмотрите, сколько у нас много кубиков? А что в них необычного?

Дети: На кубиках написаны буквы.

Вос.: Какие бывают буквы?

Дети: Гласные исогласные.

Вос.: Давайте поиграем с кубиками и построим из них два дома. Как вы думаете, какой  дом можем построить на красной полянке?

Дети: Дом из кубиков, на которых написаны гласные буквы.

Вос:Какой  дом мы можем построить на синей полянке?

Дети:Дом из кубиков, на которых написаны согласные буквы.

Вос: Строите эти дома(дети строят дома из кубиков).

Вос.: Давайте проверим, правильно ли вы выбрали кубики, Здесь унас построен дом из гласных букв. Давайте их произнесём

Дети: А, О, У.

Вос.: Правильно? А теперь проверим дом из согласных букв. Назовём их.

Дети: М, С.

Вос.: А сейчас, давайте разберем наши дома, соединим кубики парами, так, что бы гласная буква соединилась с согласной и прочтём, что у нас получилось (дети читают полученные слога) А давайте выстроим большой общий дом из всех кубиков (дети строят дом).Как мы можем назвать наш дом?

Вос: Чем отличается буква от звука?.

Дети: Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем.

Вос: Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком, а с  каким вы узнаете, когда я прочту стихотворение

        

Красивую квартиру

Построили для Иры

Оранжевые двери,

Коричневый паркет.

Строители старались

Спешили, упирались

Красивей той квартиры

В микрорайоне нет.

Дети: Это звук Р

Вос.: Правильно дети. Давайте с вами определим какой это звук.(дети произносят звук Р)

Дети: Это звук согласный, потому что во рту воздух встречает преграду и он не может выходить свободно. Ниточка рвётся.

Вос.: Каким цветом мы его будем обозначать?

Дети: синим

Вос.: Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить различные звуки, а вы когда услышите звук Р , хлопайте в ладоши (воспитатель произносит разные звуки, а дети хлопают). А сейчас игра «Поймай слог»(воспитатель произносит разные слоги, а дети хлопают, когда услышать слог с Р). А теперь произнесите слова, в которых встречается звук Р( дети называют слова со звуком Р).

Вос.:(воспитатель показывает карточку с буквой). Звук Р обозначается на письме буквой Р. Давайте поставим букву Р в свой домик( дети ставят карточку в наборное полотно на стене). Я хочу вам подарить новый кубик на котором написана новая буква, для того что бы дом стал ещё больше. Но прежде чем поставить его в наш дом «Букваренок», давай хорошенько рассмотрим букву Р. На что он похожа?

Дети:…………..

Вос: Из скольких элементов состоит буква Р?

Дети: Из двух.

Вос: Назовите их.

Дети: Палочка и дуга.

Вос: Нарисуйте её в воздухе. А сейчас изобразите её. А сейчас подойдите к столу. На нем находится различный бросовый материал, выберите себе подходящий и выложите из него букву Р. А сейчас поставьте кубик в общий дом и проходите за столы. У вас на столах лежат дома из картона, на которых написаны слога с буквой Р. Давайте прочтем их. С какого этажа начнем читать?

Дети: С первого.

Вос: Ставим пальчик на первый этаж и начинаем читатьсначала по одному, а потомвсе вместе.

Все: АР, ОР, УР, РА, РО, РУ.

Вос: Сейчас я вам покажу картинку, а вы узнайте что это(воспитатель показывает картинку окно в раме).

Дети: Это окно.

Вос: Во что вставляется стекло в окне?

Дети: в раму.

Вос: Действительно, посмотрите на наше окно, стекло вставлено в деревянную раму.

Вос: Давайте произнесём слово РАМА и узнаем из скольких частей оно состоит.

Дети: Из двух (хлопки).

Вос: Назовите первую часть.

Дети: Ра

Вос:  Назовите вторую часть.

Дети: Ма

Вос: Выложите это слово  на столе, пользуясь кассой букв,  и обозначьте каждую букву кружочком. А Петя пойдет и выложит это слово на мольберте (дети выкладывают слово РАМА и внизу каждой буквы кладут кружочек).

Вос: Давайте проверим, что у вас получилось. Читаем первый слог.

Дети: РА.

Вос: Читаем второй слог.

Дети: МА.

Вос: Посмотрите, правильно ли Петя выложил кружочки ипочему

Дети: Р – синим, он согласный. Звук А – красным, он гласный.Звук М – синим, он согласный.Звук А – красным, он гласный.

Вос: А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

Физминутка.

Я хочу построить дом,

(руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(руками рисуем окно)

Чтоб у дома дверь была,

(открываем воображаемую дверь)

Рядом чтоб сосна росла.

( руки поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

(кружимся вокруг себя)

Пёс ворота охранял,

(шагаем на месте)

Солнце было, дождик шёл,

(сначала рисуем круг, а затем хлопаем в ладоши)

И тюльпан в саду расцвёл!

(соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Вос: Скажите пожалуйста, на каком месте в слове РАМА стоит звук Р?

Дети: В начале слова.

Вос: Где мы поставим фишку в нашем светофоре?

Дети: В первую ячейку.

Вос:  Сейчас я предлагаю вам поиграть. На экране будет появляться  загадка. Если вы её правильно отгадаете, то появиться ответ (на экране появляются загадки. Дети отгадывают поочерёдно и на экране появляются ответы в виде картинок).

Замечательный дружище,

Она с винтом пустилась впляс.                                
Деревянная ручища

А тот, кружась,в доске увяз.
Да железный обушок,                       ( Отвертка)
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе.( Топор)

Круглая, но не таблетка,

Всё измеряет….(Рулетка)

Вос.: Что объединяет эти слова?

Дети: Это все инструменты. Во всех этих словах есть звук Р.

Вос:  На каком месте в слове ТОПОР стоит звук Р.

Дети: Он стоит в начале слова.

Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.

Вос:  На каком месте в слове ОТВЕРТКА стоит звук Р.

Дети: Он стоит в средине слова.

Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.

Вос:  На каком месте в слове ТОПОР стоит звук Р.

Дети:Он стоит в конце слова.

Вос: Правильно, поставьте в нужную ячейку фишку синего цвета.

Вос: Вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы занимались? Что было для вас  трудным? Что было самое интересное на занятии?

Вос: А сейчас, я предлагаю попробовать пирог в виде буквы Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....