программа кружка по обучению чтению Букваренок
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Кривенцева

Программа «Букваренок» имеет социально-педагогическую направленность, уровень освоения базовый.

Программа «Букваренок» разработана на основе программы «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

 

Актуальность программы

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Новизна программы

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие  «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

 

Отличительные особенности программы

 Заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.

В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встре­чи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения.

Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания. Актуально использование букв, врисованных в изображения предметов, стилизованных и «зашумленных» букв, букв, выполненных раз­личным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания, игр типа «Что изменилось?», «Определите по контуру нарисованный предмет» и т. д.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение.

На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из со­става слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.

Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья проис­ходит за счет проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, дина­мических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие на­пряжений с мышц.

 

Адресат программы

Программа «Букваренок» предназначена для учащихся 5-7 лет.

 

Объём и срок освоения программы

Программа «Букваренок» рассчитана на 2 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 64часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_bukvarenok.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЛАТОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

«ПРИНЯТО»

на заседании педагогического совета

МБДОУ Платоновского детского сада

Протокол от 31 августа 2019 №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ Платоновским детским садом

О.В.Ткаченко

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Букваренок»

(уровень освоения – базовый)

Возраст учащихся – 5-7 лет

Срок реализации – 2 года

Автор – составитель:

Кривенцева Наталья Николаевна

Воспитатель

Платоновка, 2019

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Платоновский детский сад

2.Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Букваренок»

3.Автор программы

Кривенцева Наталья Николаевна, воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав МБДОУ Платоновский детский сад

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3.Направленность

Социально - педагогическая

4.4 Тип программы

общеразвивающая

4.5. Вид программы

модифицированная

4.6. Возраст учащихся по программе

5-7 лет

4.7.Продолжительность обучения

2 года

4.8.Уровень реализации программы

Дошкольное образование

4.9.Форма реализации программы

Групповая

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Программа «Букваренок» имеет социально-педагогическую направленность, уровень освоения базовый.

Программа «Букваренок» разработана на основе программы «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

 

Актуальность программы

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Новизна программы 

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие  «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,  «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Отличительные особенности программы

 Заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.

В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения.

Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания. Актуально использование букв, врисованных в изображения предметов, стилизованных и «зашумленных» букв, букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания, игр типа «Что изменилось?», «Определите по контуру нарисованный предмет» и т. д.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение.

На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова.

Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц.

Адресат программы

Программа «Букваренок» предназначена для учащихся 5-7 лет.

Объём и срок освоения программы

Программа «Букваренок» рассчитана на 2 года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 64часа.

Формы обучения

Основной формой учебной работы является групповое занятие.

Режим занятий

Занятия проводятся один раза в неделю, в старшей группе по 20 - 25 минут, в подготовительной группе по 25 – 30 минут

Наполняемость учебной группы 12 человек

Цель программы

Формирование  речевой готовности к  школе  у детей 5 – 7 лет  в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

Задачи

Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развитие  процессов восприятия, мышления, речи

- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Учебный план

1-ый год обучения

Старшая группа ( 5-6 лет)

        

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Мы расскажем сказку Слова и предложения.

1

о,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради.

2.

По щучьему велению… Предложения длинные и короткие

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

3.

Слушаю - послушаю Слово – звук.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

4.

Звуки разные нужны, звуки всякие важны. Артикуляционные и акустические признаки звуков

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами

5.

Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

6.

Где же вы, АУ! Звук и буква У.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

7.

Вдоль по улице идем… Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

8.

Дружба начинается с улыбки.. Звук и буква И 1

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

9.

Таинственный голос. Звук и буква Ы.Новенькие. Согласные звуки. Твердые и мягкие

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами.

10

Молоток стучит: «Тук -тук» Буква Т, звуки Т и Ть.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

11.

Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.

1

1

Групповая, индивидуальная

12..

Куда села галочка? Звуки К и Кь, буква К

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

13.

Программа телепередач Повторение буквы К, понятий СЛОГ - СЛОВО -_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1

1

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради

14.

Помогаем хомячку. Звуки Х и Хь, Буква Учить детей находить звуки

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

15.

Зимушка – зима, что ты нам принесла… Вопросительное предложение

1

1

Групповая, индивидуальная

16.

Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки

1

1

Групповая, индивидуальная

17

Ура, у нас каникулы.!!!Повторение понятий звук, буква, слово.

1

1

Групповая, индивидуальная

18

Приготовили насосы Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса .

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

19.

Гуси - лебеди Повторение ранее изученных букв.

1

1

Групповая, индивидуальная

20.

Друзья Говорунчика Звуки П и Пь, буква П

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

21.

Как змея шипит язык Звук Ш, буква Ш

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами

22..

Поспешишь – людей насмешишь. Дифференциация С и Ш.

1

1

Групповая, индивидуальная

23

Сказка про невидимку Ударение.

1

1

Групповая, индивидуальная

24

Еще одна встреча с невидимкой. Повторение «Ударный слог»

1

1

Групповая, индивидуальная

25

К нам пришла лиса.Звуки Л и Ль, буква Л.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

26

Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради.

27

Ру-ру-ру- начинаем мы игру… Звук Р.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

28

Ура, ура! Я в цирк иду! Дифференциация Р и Л.

1

1

Групповая, индивидуальная

29

Как хорошо уметь читать! ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

1

1

Групповая, индивидуальная

30

Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква»

1

1

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами

31

У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.

1

1

Групповая, индивидуальная

32

Полет в космос(проводится в конце апреляв начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)Звуки Н, Нь, буква Н

1

1

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради

Учебный план

2-ой год обучения

Подготовительная группа ( 6-7 лет)

        

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  А а

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради

2.

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  У у

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

3.

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква  О о

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами

4.

Звуки  [м] [м`] буква М м

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

5.

Звуки  [с] [с`] буква С с

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Чтение слов, предложений

6.

Звуки [х] [х`] буква Х х

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

7.

Звуки [р] [р`] буква Р р

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

8.

Звуки [ш]  буква Ш ш

1

0,5

0,75

Групповая, индивидуальная

9.

Звук  [ы] Буква Ы

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

10

Звуки  [л] [л`] Буква Л Чтение Л-Р

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Выполнение заданий в рабочей тетради

11.

Звуки  [н] [н`] Буква Н

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

12..

Звуки  [к] [к`] Буква К

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

13.

Звуки  [т] [т`] Буква Т

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

14.

Звук [и] Буква И

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

15.

Звуки  [п] [п`] Буква П

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

16.

Звуки  [з] [з`] Буква З

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

17

Звук [й`] Буква Й Чтение И-Й, ый-ий

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Работа со слоговыми таблицами

18

Звуки  [г] [г`] Буква Г

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

19.

Парные С-З, Г-К.

2

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

20.

Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

3

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

21.

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

2

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Чтение слов, предложений

22..

Мягкий знак Ь

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

23

Звуки  [ч`] Буква Ч ч

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

24

Звук [э] Буква Э э.

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

25

Звуки  [ц] Буква Ц ц

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

26

Звуки  [ф] [ф`] Буква Ф ф

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

27

. Звуки  [щ`] Буква Щ щ

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

28

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

1

0,25

0,75

Групповая, индивидуальная

Старшая группа (5-6 лет)

 

Тема

Теория

Практика

1. Мы расскажем сказку. Слова и предложения.

Объяснение понятий : СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сл.и. «Закончи предложение»

Составление предложений. Итог.

2.По щучьему велению… (Предложения длинные и короткие)

Объяснение составления из слов длинных и коротких предложений.

Составление длинных и коротких предложений. Итог.

3.Слушаю - послушаю Слово – звук.

Объяснение понятия «звук» (речевой). Загадывание загадок о звуках.

Произнесение звуков (речевых). Итог.

4. Звуки разные нужны, звуки всякие важны. Артикуляционные и акустические признаки звуков

Объяснение –как различить звуки по месту образования (чем произносим?) Объяснение понятие СЛОГ – это часть слова.

Чтение произведения по слогам. Итог.

5. Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О

Объяснение-как отличить звук и букву, объяснения понятия гласный звук, соотношение его с буквой.

Произношение гласных звуков. Итог.

6. Где же вы, АУ! Звук и буква У.

Объяснения произношения гласных звуков. Соотношения их с буквой.

Чтение гласных УА, АУ. Итог.

7. Вдоль по улице идем…

Объяснения произношения гласных звуков, понятия слог – часть слова

Чтение слогов. Итог.

8. Дружба начинается с улыбки

Объяснение понятия Звук и буква И, деления слов на слоги.

Произношение звука И, соотношение его с буквой. Итог.

9. Таинственный голос. Звук и буква Ы.

Обяснение местонахождения звука Ы в слове.

Произношение звука Ы, соотношение его с буквой. Итог.

10. Молоток стучит: «Тук-тук» Буква Т, звуки Т и Ть.

Объяснение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук, соотношение их с буквой.

Произношение твердых и мягких согласных звуков. Итог.

11. Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.

Объяснение чтения прямых и обратных слогов с буквой Т, деления слова на слоги.

Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Итог.

12.Куда села галочка? Звуки К и Кь, буква К

Объяснение сравнения звуков К и Кь, слов КИТ и КОТ.

Чтение слогов КИТ, КОТ. Итог.

13. Программа телепередач Повторение буквы К, понятий СЛОГ - СЛОВО -_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Объяснение чтения слов из знакомых букв.

Чтение слов. Итог.

14. Помогаем хомячку.Звуки Х и Хь, Буква Учить детей находить звуки

Объяснение нахождения звуковХ и Хь в словах, определение место звука в слове (начало, середина, конец слова)

Произношение звуков в словах. Итог.

15 Зимушка – зима, что ты нам принесла… Вопросительное предложение

Объяснение понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Повторение понятия «заглавная буква».

Составление и произношение вопросительного предложения. Итог.

16 Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки

Повторение составления вопросительных предложений. Объяснение выделения первого согласного звука в слове.

Составление и произношение вопросительного предложения, называния первого звука в слове. Итог.

17 Ура, у нас каникулы.!!!Повторение понятий звук, буква, слово.

Объяснение произношения отдельного звука в слове.

Произношение отдельных звуков в слове. Итог.

18 Приготовили насосы Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса

Объяснение произношение звуков в слове, соотношение звука и буквы , деление слова на слоги, образовывание новые слова с одним и тем же слогом.

Чтение слогов со звуком С и Сь. Итог.

19 Гуси - лебеди Повторение ранее изученных букв.

Объяснение чтения слогов, коротких слов. Закрепление деления слов на слоги.

Чтение слогов, коротких слов.

20. Друзья Говорунчика Звуки П и Пь, буква П

Объяснение правила добавления звука к слову. Повторение понятия «заглавная буква».

Применение правил добавления звука к слову. Итог

21. Как змея шипит язык Звук Ш, буква Ш

Объяснение произношения звука Ш, деление слова на слоги.

Произношение звука Ш в словах. Чтение слогов. Итог.

22. Поспешишь – людей насмешишь. Дифференциация С и Ш.

Объяснение произношения звуков и чтение С и Ш в словах и фразах. Объяснение понятия «родственных слов».

Произношение звуков в словах. Итог.

23. Сказка про невидимку Ударение.

Объяснения правил деления слов на слоги, дать понятие «ударный слог», находить его в словах.

Применения правил деления слов на слоги. Итог.

24. Еще одна встреча с невидимкой. Повторение «Ударный слог»

Закрепление понятия ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам.

Чтение слов по слогам, называния ударного слога. Итог.

25. К нам пришла лиса.Звуки Л и Ль, буква Л.

Объяснение различия звуков Л и Ль, чтение слов и слогов с новой буквой.

Чтение слов по слогов, с буквами Ли Ль. Итог.

26. Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.

Объяснеение произношения и различия звуков по звонкости, чтение слогов и слов с буквой М.

Чтение слогов и слов с буквой М. Итог.

27. Ру-ру-ру- начинаем мы игру… Звук Р.

Объяснение произношения звука Р в словах и фразах.

Нахождение звука Р в словах и фразах. Итог.

28. Ура, ура! Я в цирк иду! Дифференциация Р и Л.

Объяснение преобразовывания слова путем замены букв.

Преобразовывания слова путем замены букв. Итог.

29. Как хорошо уметь читать! ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

Повторение понятия звук, слог, слово.

Чтение слов по слогам. Итог.

30. Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква»

Объяснение правил составления сложных предложений с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв.

Составления сложных предложений с заданным словом. Итог.

31. У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.

Объяснение правил составления слов из готовых слогов Отгадывание простых ребусов.

Составление слов из готовых слогов. Итог.

32. Полет в космос(проводится в конце апреляв начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)Звуки Н, Нь, буква Н

Объяснение различия звуков Н и Нь, Повторить понятия слово – предложение.

Чтение слов с новой буквой. Итог.

Предполагаемые результаты обучения

( Старшая группа 5-6 лет)

Знать

Уметь

Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

Подготовительная группа ( 6-7 лет)

Тема

Теория

Практика

1. Гласные звуки.  Буква А а

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.

2. Гласные звуки.  Буква У у.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.

Чтение букв.

3. Гласные звуки.  Буква О о

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

4. Звуки  [м] [м`] буква М м

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

5. Звуки  [с] [с`] буква С с

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

6. Звуки [х] [х`] буква Х х

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

7. Звуки [р] [р`] буква Р р

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

.

8. Звуки [ш]  буква Ш ш

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

9. Звук  [ы] Буква Ы

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.

Произношение звука Ы, соотношение его с буквой. Итог.

10 Звуки  [л] [л`] Буква Л Чтение Л-Р

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

11. Звуки  [н] [н`] Буква Н

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

12. Звуки  [к] [к`] Буква К

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

13. Звуки  [т] [т`] Буква Т

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

.

14. Звук [и] Буква И

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.

Произношение звуков в словах. Итог.

15 Звуки  [п] [п`] Буква П

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов , слов.

16 Звуки  [з] [з`] Буква З

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

17 Звук [й`] Буква Й Чтение И-Й, ый-ий

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.

Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

18 Звуки  [г] [г`] Буква Г

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.

 Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

19. Парные С-З, Г-К.

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .

Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.

20. Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.

Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов,  предложений.

21. Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

Закрепить понятия о гласных   звука, буквах Е , Ё, Ю,Я.

.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

22. Мягкий знак Ь

Познакомить с буквой ь, тем, что звука она не обозначает.

Характеристика звука ,звуковой анализ слова конь.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

.

23. Звуки  [ч`] Буква Ч ч

Познакомить с буквой Ч ч  и звуками, которые она обозначает.

Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений. Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.

24. Звук [э] Буква Э-э

Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

25. Звуки  [ц] Буква Ц ц

Познакомить с буквой Ц ц  и звуками, которые она обозначает.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

26. Звуки  [ф] [ф`] Буква Ф ф

Познакомить с буквой Ф ф  и звуками, которые она обозначает.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

27. Звуки  [щ`] Буква Щ щ

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

28. Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает.

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов,  предложений.

Предполагаемые результаты обучения

( Подготовительная группа 6-7лет)

Знать

Уметь

Звуко - буквенную систему родного языка; смыслоразличительную функцию звуков, букв; схему предложения;  синонимы, антонимы; жанры литературных произведений.

Записывать слова, предложения печатными буквами;

читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный тест;

ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

проводить фонетический разбор слова;

понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению; выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.

Отличать звук от буквы.

Методическое обеспечение программы

Раздел

Форма организаци и занятий

Методы, приемы

Средства обучения

Формы контроля

Звуки, буквы

Интегрированное занятие, занятие практикум.

Словесные, наглядные, практические

Магнитная азбука, касса букв и слогов. Книги « Читаем по слогам». Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги». «Букварь» Жукова.
Дидактические пособия по обучению чтению и звуковому анализу. Рабочая тетрадь. Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Чтение слогов, слов, предложений.

Работа в рабочих тетрадях.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 32.

Начало занятий с 1 октября, окончание занятий 31 мая.

Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее педагогическое образование, без предъявления требований к стажу работы.

Учебно-методический комплект

Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарно-тематическое планирование, подобраны и разработаны конспекты занятий, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации содержания программы необходимо материально-техническое обеспечение: аудитория, столы – 5, стулья – 20, мольберт.

Для учащихся

Тема

Инструменты и материал

Звуки, буквы

Магнитная азбука, касса букв и слогов. Книги « Читаем по слогам». Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги». Рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.

Методические материалы

Программа имеет вариативное содержание и дает возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая работа занимает большую часть занятия.

 Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат.

Технологии, формы и методы обучения.

В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз, смена динамических поз, которые включаются в ход занятия).

Методы и приемы обучения:

 - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;

- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.

Примерный алгоритм построения занятия

От звука к букве (устанавливается ассоциация между  образом звука и зрительным образом буквы).

Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

           4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

            6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

7.Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.

8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы по трафарету;
  • Обведение буквы по контуру;
  • Запись буквы в воздухе;
  • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
  • Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

       9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

10.Самостоятельное  написание печатной буквы.

Список литературы для педагога

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  2. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  3. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
  4. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...

Программа кружка по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева

Данная программа является ориентиром по обучению чтению старших дошкольников по уникальной методике Н.А.Зайцева....

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

Программа кружка по обучению чтению"От А до Я"

Программа формирует интерес к чтению,овладение навыкам чтения по складам,воспитание любознательности,коммуникабельности и расширение словарного запаса.Особенностью программы является использование эле...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.

Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...

Рабочая программа кружка по обучению грамоте и чтению

Целью программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Задачей программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуника...