НОД. «Звук и буква «Б».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

НОД. «Звук и буква «Б».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvuk_i_bukva_b.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

НОД. по обучению грамоте в подготовительной группе

 на тему : «Звук и буква «Б».

Цели:

- Познакомить детей со звуком и буквой «Б», научить давать характеристику;

- Познакомить детей с графическим образом буквы;

- Формировать навык слитного чтения;

- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

- Закрепить произношение согласных звуков;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

Оборудование: картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

 Ход занятия: 

   1. Организационный момент.

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет  интересное занятие: мы познакомимся с новой буквой и звуком. Для начала я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

 У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино)

- Ребята, какой звук первый в слове «Буратино» ?  

Дети отвечают.

- Правильно, звук «Б».

Буратино принес нам загадки…

Послушайте внимательно загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках (демонстрация отгадок на слайде)

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы - точно топоры.

Это трудятся…(Бобры)

- Ребята, давайте посчитаем сколько слогов в слове «бобры».

В ярком платье модница-

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

(Бабочка)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

(Бублик)

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают (Бананы)

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук «Б».

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.

- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий.

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

 Ба,  ха,  па,  бы,  ты,  мы,  бо,  по,  но,  бу,  ту,   пу…. 

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки (демонстрация слайдов) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» (баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот).

ФИЗМИНУТКА

 Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать –

Надо на носочки встать!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

- Повторяйте за мной чистоговорки.

Ба – ба - ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу - побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».(демонстрация на слайде)  Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).

                                       Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышкою накрылся.

- Построим из пальцев  букву «Б».

                                     Указательный с большим

                                      Мы в кольцо соединим

                                      Остальные мы дугой

                                      Над кольцом объединим.

- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

- Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напишем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

7.  Слитное чтение слогов с  буквой «Б».

- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать (демонстрация слайдов) 

8. Дифференциация  в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК - запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

-   Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных? 

9. Итог занятия.

- С каким звуком мы познакомились? (Со звуком  «Б»)

Что вы можете рассказать о букве «Б»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....