Занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Байкова Светлана Геннадьевна

Цель открытого занятия «Обучение грамоте»: совершенствование выразительности речи, обогащение словаря, повышение качества и культуры речи, работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Конспект занятия

Образовательная деятельность: речевое развитие

Вид образовательной деятельности: Обучение грамоте

Тема : « Помощь тётушке Сове»

Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №7

                                                                                                                                                                                                                                            Подготовила:   воспитатель    

                          Байкова С.Г

                                      п.Энергетик 2020-2021 уч. год.

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

- Образовательные:

Закреплять образ букв;

Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

Уточнять понятия «звук» и «буква»;

- Развивающие:

учить детей составлять предложения с заданным словом, анализировать их, делать графическую запись к ним c использованием правил написания;

Закрепить умение работать в тетради и у доски;

- Воспитательные:

Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Материал к занятию: схема слова книга; фишки (красные, зелёные, синие); буквы для составления слов; листочки; простые карандаши.

-Оборудование: доска, мольберт.

-Демонстрационный материал: схема слов книга, буквы для составления слов.

-Раздаточный материал: фишки (красные, зелёные, синие); листочки 10 шт; простые карандаши 10 шт.

Предварительная работа с детьми :Чтение рассказа «Про совушку - мудрую головушку».

Индивидуальная работа с детьми: Умертаев Ануар , Зоиров Ахмад

Словарная работа: Проказник.

Вводная часть

Ход занятия.

Воспитатель: Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Воспитатель: Ребята ,посмотрите что это такое. Письмо, интересно от кого же оно. Прочитаем? Здесь нам прислали загадку, отгадаем, и узнаем о чем пойдет речь.

Загадка: Не куст ,а с листочками

Не рубашка ,а сшита.

Не человек ,а рассказывает (книга)

Дети: Книга

Письмо : «Здравствуйте ребята. В мой дом забрались мыши- проказники и унесли мою книгу. А я без нее не могу раздавать советы, Мыши вернут мне книгу, если я выполню все их задания. Что же мне делать, как быть ? Ваша тетушка Сова»

Дети : Предлагают помощь тетушка Сове

1. : Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э (выполняется упражнение).

Основная часть

Воспитатель: Ну, а теперь мы можем начать выполнять задания!

1. задание.

Сколько слогов в слове «Книга»?(2).

 А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков).

 Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Сколько в слове «Сова» слогов (2), сколько гласных звуков? (тоже 2)

Сколько в слове «Мышь» слогов(1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

2.задание

Составить предложения по схемам со словом сова! (На плакате нарисована Сова со схемами предложений).

  1. _______      ______. (ушастая сова, мудрая сова, Сова спит)
  2. _______      ______   ______. ( Прилетели три совы, сова поймала мышь)

Воспитатель: Самостоятельно составьте схему предложения

(Дети составляют схему предложения со словом сова.)

Сова летает над лугом.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). 

 Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). 

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем

Гимнастика для глаз «СОВА»

В лесу темно.

Все спят давно.( глазки закрывают)

Только совушка -сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.(глазки открывают)

Вправо, влево, вверх и вниз, (Глазами смотрят, вправо-влево, вверх-вниз)

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом – (Делают круговые движения глазами.)

за добычею бегом!

3. задание

Из перепутанных букв вам нужно сложить слово и сделать звуко – буквенный анализ.

К И А Г Н
1 3 5 4 2

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово книга. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В слове книга, два слога, ударный слог – первый. В этом слове пять звуков.

1 – й звук – к – согл., гл., тв., обозначается синим квадратом;
2 – й звук – н — согл., зв., мягк., обозначается зелёным квадратом;
3 – й звук – и — гл., уд., обозначается красным квадратом;
4 – й звук – г — согл., зв., тв., обозначается синим квадратом;
5 – й звук – а — гл., безуд., обозначается красным квадратом.

4.задание

Назови слово на твердый согласный С, сь

Заключительная часть

Воспитатель .Ребята мы справились со всеми заданиями. Молодцы!

Приходит смс на телефон от Совы

«Ребята какие вы молодцы ,вы справились со всеми заданиями, и мне вернули книгу. А за это я вас хочу отблагодарить почтальон передал вам посылку с подарками от меня.»

Сюрпризный момент :посылка с книгой и медальками для детей

Итог занятия.

Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?  

                                                              Самоанализ

1.Анализ соответствия нормам Сан Пин: Тема занятия соответствует перспективному плану и программе обучения и воспитания.  Занятие проводилось в соответствии с сеткой занятий. Длительность занятия составила 30 минут. Первая часть занятия, организационный момент, составила 5 минут, основная часть занятия 20 минут, подведение итогов 5 минут. Проводилась артикуляционная гимнстика, гимнастика для глаз, смена деятельности.

2.Анализ условий для проведения занятия:

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

- Образовательные:

Закреплять образ букв;

Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

Уточнять понятия «звук» и «буква»;

- Развивающие:

учить детей составлять предложения с заданным словом, анализировать их, делать графическую запись к ним c использованием правил написания;

Закрепить умение работать в тетради и у доски;

- Воспитательные:

Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Материал к занятию: схема слова книга; фишки (красные, зелёные, синие); буквы для составления слов; листочки; простые карандаши.

-Оборудование: доска, мольберт.

-Демонстрационный материал: схема слов книга, буквы для составления слов.

-Раздаточный материал: фишки (красные, зелёные, синие); листочки 10 шт; простые карандаши 10 шт.

3.Соответствие методов и приемов: словарная работа, приемы рефлексии.

4.Анализ деятельности педагога: Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии    с возможностями детей и задачами занятия.  

На занятии использовался и индивидуальный метод работы- составлялись предложения. Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными  особенностями детей.
Речевой материал соответствует  целям и задачам  занятия.

На занятии использовались разнообразные приёмы: словесные, наглядные . Учитывались следующие дидактические принципы:   принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии. Были использованы разнообразные приёмы для обеспечения эмоциональности интереса детей. Речевой материал  был подобран с учетом возможностей детей, уровнем их речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по закреплять понятие «гласный звук», делили слова на слоги, закрепили употребление существительных мн.ч.и ед.ч.

 На протяжении всего занятия старалась регулировать поведение и интерес детей в течении всего занятия. Использовала демократичный стиль общения с детьми, дошкольники охотно вступали в диалог. На занятии использовала индивидуальный дифференцированный подход к детям, поощряла инициативу дошкольников, создавала условия для эмоциональной открытости, доверия.

В процессе проведения занятия я столкнулась с такими трудностями как зажатость некоторых детей на занятии, их низкой активностью, , но к середине занятия удалось установить контакт и в целом занятие прошло хорошо.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...